/files/00677/img/значок.jpg https://webmaster.yandex.ru/downloads/verification/3b6112a4bb53c1b7/ Verification: 3b6112a4bb53c1b7

Военно-патриотическое воспитание

Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию  в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание. 

Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.

Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.

Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.

Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.

В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности „руководитель по военно-патриотическому воспитанию“.

Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются: 

  • организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
  • проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
  • осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
  • осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
  • координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.

Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

План работы

План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию ГУО "Узденская средняя школа №1 имени А.С. Пушкина на 2023/2024 учебный год
развернуть

Цели :создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве; свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной; любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь; личности культурной, нравственной;

Задачи:1.Прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси.2.Познакомить учащихся с содержанием Конституции Республики Беларусь - основным Законом государства.3.Создать условия для:- воспитания у школьников уважительного отношения к символам  государства (гербу, флагу, гимну РБ); - формирования чувства гордости за свою страну и готовности к  выполнению социальной роли гражданина РБ; - воспитания уважения к вооруженным силам РБ и защитникам Отечества; - формирования у юношей морально-психологической и физической  готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите   Родины.4. Приобщать учащихся к историческому наследию белорусского народа, воспитывать уважение и развивать интерес к родному языку, культуре, истории, дать знания о народной философии жизни, календарно-обрядовом цикле семейных обрядов.

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Регулярное проведение в учреждении образования информационных часов

 для обучающихся с участием информационно-пропагандистских и лекторских групп

Постоянно

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

Руководитель по ВПВ

2.

Совершенствование работы учреждения образования по воспитанию уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь (размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий)

Постоянно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ Кл. руководители

3.

Развитие традиций учреждения образования (символика, летописи, музеи истории учреждений образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.)

Постоянно

Руководитель по ВПВ

4.

Участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, в том числе в:

торжественном вручении подарочного комплектного издания «Я – Гражданин Республики Беларусь»;

республиканских акциях: «За любимую Беларусь!», «Беларусь – мое Отечество», «Ганаруся  табой,  Беларусь!»;  «Беларусь  сильная,  Беларусь  свободная», «Будущее страны – за молодежью!», «К защите Отечества – готов!» и др.;

республиканской патриотической акции «Не меркнет летопись побед», посвященной 81-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне; республиканской патриотической акции детей и учащейся молодежи “Мы этой памяти верны”;

республиканской декады общественно-патриотических дел, посвященных Чернобыльской трагедии; 

областном этапе республиканского конкурса виртуальных маршрутов по местам воинской славы;

районном этапе республиканской спортивно-патриотической игры «Зарница»;

Дне белорусской письменности;

работе виртуальных читательских клубов, форумов «Моя любимая книга», «Кніга – невычэрпная  крыніца ведаў»

2023

Ежегодно

2023

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ Кл. руководители

5.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь, Дню Конституции Республики Беларусь, Дню единения народов России и Беларуси, иных государственных праздников и памятных дат

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ

Кл. руководители

6.

Формирование патриотических качеств средствами краеведения, в том числе проведение районных этапов мероприятий VI этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў  Беларусi i тым ганаруся»:

краеведческого проекта «Мая Беларусь»;

конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя»;

слета юных краеведов – активных участников акции;

историко-этнографических экскурсий по родному краю (Несвиж, Мир, Брест, Хатынь, Курган Славы и др.), однодневных туристических походов «Наш край – Беларусь», пешеходных экскурсий «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы»;

видео- и фоторепортажей «Мой город»;

конкурса интернет-плакатов «Человеческий потенциал Беларуси»;

декады гражданско-патриотических дел «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее!»;

областной краеведческой интернет-викторины «История моего региона»

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ

Кл. руководители

Учителя истории

7.

Организация мероприятий гражданско-патриотической направленности «Дорогами освобождения», «Мы победили!», «Цветы Великой Победы», «Дом без одиночества», «Забота», «Ветеран живет рядом», вахт и маршрутов памяти: «Слава тебе, победитель-солдат!», «Дорогами войны», «Герои Беларуси»;

ведение банков данных о ветеранах войны и труда, семьях погибших воинов;

разработка экскурсионных программ по маршрутам, посвященным истории Великой Отечественной войны («Врата  памяти», «Города воинской славы», недели Мужества и Славы «Пусть не иссякнет памяти родник»);

работы отрядов милосердия; благоустройство и содержание  в  надлежащем состоянии воинских захоронений, памятников  воинской славы, мемориальных комплексов;

фотовернисажа «Память о героях священна»;

встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;

запись видеообращений ветеранов к современной молодежи: «Дороги войны – дороги Победы», «Пусть живые запомнят, пусть поколения знают»

 

Администрация школы

Руководитель по ВПВ Педагог-организатор

Классные руководители

8.

Участие в районном этапе республиканской гражданско-патриотической акции «Собери Беларусь в своем сердце», туристских походов, участие в открытом Международном слете юных туристов городов-героев

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ Кл. руководители

9.

Формирование гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики:

организация исследовательской работы на базе музеев, пополнение экспозиций музеев;

участие в конкурсе виртуальных музеев учреждений образования;

проведение на базе музеев тематических выставок, уроков мужества, лекций, семинаров

Постоянно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ

Кл. руководители

10.

Проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности среди обучающихся – членов ОО «БРСМ», «БРПО», в том числе:

региональных фестивалей «Вместе мы - Беларусь»;

сбора «Я – пионер своей страны», посвященного Дню пионерской дружбы;

участие в районном этапе республиканского конкурса пионерских  агитбригад «Зажги костер добра»

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ Кл. руководители

11.

Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь:

создание военно-патриотических медиа-программ «Служба в вооруженных силах – мой долг перед Отечеством!», «Почетное  звание – солдат Беларуси», «Краповые береты», «Есть такая профессия – Родину защищать»;

проведение экскурсий в воинские части, встреч с  представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими;

участие в «Республиканской акции «Служим Беларуси!»;

участие в митингах, посвященных Дню защитников Отечества,  Дню вывода войск из Афганистана;

проведение конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности «Два  поколения ветеранов: от Великой Отечественной войны до Афганской», «Письмо солдату»

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ

Кл. руководители

12.

Развитие волонтерского движения, в том числе:

участие в районном этапе республиканского конкурса «Волонтер года – доброе сердце»;

участие в республиканском слете тимуровских отрядов «Тимуровцы.by»;

участие в республиканской благотворительной акции «Чудеса на Рождество»;

проведение благотворительных акций по оказанию помощи инвалидам, одиноким гражданам, ветеранам войны, несовершеннолетним узникам фашизма, инвалидам и детям с особенностями психофизического развития («Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» и др.);

проведение рождественской благотворительной акции «Дорогой Добра»;

проведение районных слетов отрядов волонтеров, тимуровцев.

2023

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ Кл. руководители

13.

Развитие ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, широкое использование потенциала молодежных и детских  общественных организаций, в том числе участие в:

 республиканском молодежном творческом конвенте  «Молодежь – будущему Республики Беларусь»;

республиканском форуме руководителей организаций  молодежного самоуправления «Мы вместе»

Постоянно

          

Зам. директора по ВР

Руководитель по ВПВ

Кл. руководители

 

свернуть

Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат

КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ

  1. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь

Государственные праздники:

День Конституции – 15 марта;

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;

День Победы – 9 мая;

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля. 

 

Общереспубликанские праздничные дни:

Новый год – 1 и 2 января;

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;

День женщин – 8 марта;

Праздник труда – 1 мая;

День Октябрьской революции – 7 ноября.

 

Профессиональные и прочие праздничные дни:

День спасателя – 19 января;

День белорусской науки – последнее воскресенье января;

День печати – 5 мая;

День семьи – 15 мая;

День пионерской дружбы – 19 мая;

День молодежи – последнее воскресенье июня;

День знаний – 1 сентября;

День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;

День библиотек – 15 сентября;

День пожилых людей – 1 октября;

День учителя – первое воскресенье октября;

День матери – 14 октября;

День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;

День прав человека – 10 декабря;

День белорусского кино – 17 декабря.

Памятные даты:

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;

День чернобыльской трагедии – 26 апреля;

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.

 

свернуть

Программа патриотического воспитания

ПРОГРАММА патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы
развернуть
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность разработки Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы (далее – Программа) обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и народного единства.

Настоящая Программа носит концептуальный характер, патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.

Система мер по формированию у граждан высокого патриотического сознания, преданности Родине, готовности к выполнению гражданского долга по ее защите реализуется органами государственной власти, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными организациями и формированиями, субъектами хозяйствования всех форм собственности.

Патриотизм является фундаментом государственности, строящейся на формировании у каждого человека чувства преданного, бескорыстного служения своей стране и гражданской приверженности своему государству.

Патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях. Патриотическим ценностям свойственна направленность на установление и укрепление начал общности и консолидации, на осознание единства общественных и государственных интересов.

К патриотическим ценностям относятся:

малая родина (пространство социального взросления), Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);

преемственность поколений, нация;

государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;

государственная символика Республики Беларусь (герб, флаг, гимн);

историческая память, национально-культурная идентичность, социальная и религиозная толерантность;

национальная культура, поликультурность.

Патриотическими ценностными ориентациями, формируемыми у населения, являются:

любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;

служение народу;

единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;

наполненность коллективной исторической памяти и национального самосознания конкретными содержательными маркерами, уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;

знание наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры, уважение культуры национальных меньшинств.

Представители всех слоев белорусского общества и всех возрастных групп населения Республики Беларусь должны обладать ценностно-мировоззренческими ориентирами, научными представлениями об идеале общественного устройства, пониманием важности и ценности патриотизма.

Программа в рамках соблюдения принципа преемственности согласуется с актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципы реализации Программы:

принцип научности – применение научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию патриотического воспитания населения, привлечение ученых к разработке проектов нормативных правовых актов в данном направлении;

принцип системности – обеспечение взаимосвязи разных направлений патриотического воспитания и скоординированной работы всех структур и субъектов по их реализации;

принцип интеграции – скоординированная деятельность и межведомственное, межсекторальное взаимодействие всех органов государственной власти, общественных объединений и формирований, бизнес-сообщества;

принцип непрерывности – осуществление непрерывной деятельности по патриотическому воспитанию с учетом сформированных у населения личностных качеств;

принцип преемственности – адаптация направлений и форм патриотического воспитания на всех этапах становления личности;

принцип дифференциации – ориентация на профессиональные и иные интересы личности с учетом возраста, социального статуса, образования, места работы и т. д.;

принцип объективности – использование выработанных и верифицированных социально-политической практикой суверенной Беларуси устойчивых исторических трактовок, минимизирующих влияние личностных субъективных факторов.

Приоритетными направлениями патриотического воспитания являются:

духовно-нравственное – сохранение и обеспечение преемственности между поколениями системы традиционных ценностей белорусского общества, принятие, следование им в личной и общественной жизнедеятельности;

историко-краеведческое – популяризация отечественной истории, распространение научно-обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности в целях формирования основ гражданственности и патриотизма, осознания исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве, популяризация внутреннего и въездного туризма;

культурно-патриотическое – популяризация культурного наследия Беларуси, его сохранение, осознание ценностей поликультурности и толерантности, привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Республики Беларусь;

военно-патриотическое – осознание каждым гражданином своей роли и места в служении Родине и государству, формирование готовности к выполнению конституционной обязанности по его защите;

спортивно-патриотическое – формирование физически и духовно развитой личности, морально стойкой, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания;

профессиональный патриотизм – формирование добросовестного отношения к работе в избранной сфере деятельности, стремления к достижению значимых профессиональных результатов, развитие компетенций, творческих способностей и инициативы, способности применить профессиональный опыт и любовь к своей профессии на благо обществу, Родине, профессиональному сообществу и организации (учреждению);

волонтерская деятельность патриотической направленности – развитие добровольческих инициатив, ориентированных на формирование альтруизма, взаимопомощи, укрепление гражданственности, сохранение исторической памяти.

Основными формами реализации направлений патриотического воспитания являются традиционные, зарекомендовавшие себя как устойчиво эффективные, и инновационные формы, которые позволяют использовать онлайн-вовлеченность населения, в том числе:

форумы, конференции, открытые диалоги, общественные приемные, круглые столы, семинары, акции;

встречи с представителями органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественными деятелями, сотрудниками правоохранительных органов и Вооруженных Сил Республики Беларусь, ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил Республики Беларусь;

тематические экскурсии в государственные органы и организации;

дни открытых дверей (экскурсий) в воинских частях;

мероприятия по благоустройству памятных мест и воинских захоронений;

военно-патриотические клубы, классы;

военно-исторические походы, авто- и велопробеги, экскурсии по местам боевых сражений и трудовой славы, к памятникам и памятным знакам на местах крупных боев;

туристические слеты трудовых коллективов, спортивные конкурсы и спортивно-массовые мероприятия;

игровые формы (квесты, исторические реконструкции, др.);

выставки (выставочные комплексы) патриотической и военно-патриотической тематики;

медиакоммуникативные технологии.

Реализация направлений патриотического воспитания предполагает вариативное использование методов работы в зависимости от решаемых задач, обобщение опыта и внедрение передовых методик в практику.

 

  • ПАТРИОТИЗМ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.

На 1 января 2021 г. в Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета, население страны составляет 9 349 645 человек.

Результаты социологического исследования демонстрируют, что Республика Беларусь у ее жителей ассоциируется преимущественно с Родиной (56,2 %), страной, в которой они живут (47,9 %). При этом респонденты старшего поколения (65 лет и старше) чаще, по сравнению с другими возрастными группами, выражают любовь к своей стране и ассоциируют ее с землей, которую защищали деды и прадеды (46,0 %).

Патриотизм неразрывно связан с идентичностью – чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу и т. д.) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его главным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь (50,8 %), жить и работать в своей стране для ее благополучия (31,8 %), любить белорусский язык и культуру (27,2 %), а также уважать государственные символы (23,3 %).

По результатам исследования, более половины белорусов (58,3 %) назвали себя патриотами, 24,6 % затруднились ответить. Обращает на себя внимание тот факт, что 17,1 % опрошенных не считают себя патриотами Беларуси. Наблюдается зависимость выраженности патриотизма от возраста: старшее поколение (старше 65 лет) чаще относит себя к патриотам (на 17,4 %), чем респонденты младше 25 лет.

Так как патриотизм сопряжен с понятием гражданственности, для белорусов в первую очередь важно иметь гражданские права и свободы (48,7 %), белорусское гражданство (40,8 %), быть ответственными за судьбу Беларуси (25,1 %), иметь активную гражданскую позицию (24,8 %), ощущать чувство единства со своим народом (23,8 %).

Государственная символика как главный символ идентичности белорусов воспринимается в качестве таковой преимущественно представителями поколения старше 65 лет (52,7 %). В возрастной группе до 25 лет она значима для 35,4 % респондентов.

Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти как результата умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем, вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны, центральное место в ее исторической памяти занимает Великая Отечественная война. События войны вызывают наибольший интерес, День Победы (9 мая) является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как великая Победа, героический подвиг и тяжелые испытания советского народа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости (44,2 % респондентов).

Учитывая, что современный мир развивается в условиях бурного роста информационных технологий и усложняющегося медиакоммуникативного пространства, также изменяется и понимание традиционных ценностей, которые лежат в основе национальной идентичности. Основой идентичности белорусов выступает привязанность к своему дому и малой Родине, чувство общности с людьми, проживающими на одной земле и объединенными горизонтальными (семейными, соседскими, дружескими) связями и схожим укладом жизни. Белорусы осознают себя самостоятельной нацией, связывая начало белорусской государственности с обретением в 1991 году независимости.

В то же время граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. Идеей, способной сплотить народ Беларуси, общество, в первую очередь считает идею «дабрабыта»: расширения границ комфорта, повышения благосостояния и качества жизни.

Результаты социологических исследований и аналитические материалы позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно базироваться не только на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-технологическим уровнем, соответствовать приоритетам государственной политики.

 

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Цель программы – создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование и развитие преемственности поколений на основе патриотических ценностей.

Задачи программы:

обеспечение теоретико-методологического, научно-исследовательского и методического сопровождения программы патриотического воспитания населения;

актуализация нормативного правового регулирования патриотического воспитания населения;

совершенствование организационно-технического обеспечения патриотического воспитания населения;

совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы патриотического воспитания населения;

обеспечение реализации направлений духовно-нравственного, историко-краеведческого, культурно-патриотического, военно-патриотического, спортивно-патриотического воспитания, формирования профессионального патриотизма, развития волонтерской деятельности патриотической направленности;

развитие деятельности общественных, государственно-общественных объединений и формирований по патриотическому воспитанию;

совершенствование форм и методов патриотического воспитания населения;

совершенствование информационного обеспечения и медиапространства патриотического воспитания населения.

 

 

  • НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

 

Направлениями реализации программы являются:

4.1. научно-исследовательское сопровождение – проведение междисциплинарных научных исследований, подготовка статистических данных и разработка аналитических материалов для принятия научно-обоснованных управленческих решений в области содержательно-коррекционной работы патриотического воспитания населения.

Инструменты реализации:

проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания населения с целью разработки критериев оценки патриотического воспитания населения;

проведение системных социально-психологических, политических, социально-экономических исследований патриотической направленности;

разработка теоретико-методологических оснований патриотического воспитания населения;

проведение конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности молодых ученых и обучающихся;

проведение научно-практических форумов, конференций, круглых столов, семинаров;

4.2. научно-методическое сопровождение – разработка и применение современных методов патриотического воспитания населения.

Инструменты реализации:

разработка и издание методических рекомендаций по организации патриотического воспитания населения;

подготовка материалов для республиканских информационно-пропагандистских групп;

издание учебно-методической, научно-практической, художественной литературы по вопросам патриотического воспитания населения;

разработка учебно-программной документации, учебников, пособий, отражающих устойчивые исторические трактовки;

4.3. совершенствование нормативного правового регулирования патриотического воспитания.

Инструменты реализации:

актуализация нормативной правовой базы регулирования патриотического воспитания населения;

4.4. кадровое обеспечение – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для системы патриотического воспитания.

Инструменты реализации:

разработка и реализация образовательных программ для:

руководителей, заместителей руководителей, курирующих идеологическую работу, специалистов идеологических отделов, специалистов по работе с молодежью, лиц, ответственных за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание в учреждениях образования и организациях, на предприятиях, специалистов, включенных в резерв руководящих кадров;

работников системы дополнительного образования взрослых;

членов информационно-пропагандистских групп;

молодежных лидеров, в том числе профсоюзного актива;

4.5. деятельность общественных объединений и формирований – активное включение общественных объединений и формирований в деятельность по патриотическому воспитанию населения, использование их потенциала с учетом актуализации роли республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание».

Инструменты реализации:

проведение форумов, открытых диалогов, патриотических конкурсов, акций и иных мероприятий патриотической направленности;

применение современных информационных технологий, в том числе виртуальной и дополненной реальности, при реализации своей деятельности;

создание современной атрибутики общественных объединений, в том числе в целях популяризации государственных символов Республики Беларусь;

фиксация, сохранение и распространение воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов локальных войн и конфликтов;

4.6. информационное обеспечение – использование медиапространства и цифровых технологий, позволяющих создавать медиаконтент патриотической направленности и сетевое взаимодействие представителей различных поколений.

Инструменты реализации:

проведение тематических пресс-мероприятий, освещение в интернет-пространстве и СМИ мероприятий по патриотическому воспитанию населения;

формирование образов национальных героев, исторических личностей, примеров для подражания через различный визуальный контент (иллюстрации, видеосюжеты, кинофильмы, кинолектории патриотической направленности);

создание и размещение тематических социальных роликов;

популяризация трудовых профессий, формирование представления о современном процессе производства товаров, развитие промышленного туризма;

использование уличной рекламы для повышения исторической грамотности населения;

активное информирование общественности о достижениях экономики, культуры Беларуси, формирование понятия о роли исторических личностей – белорусов в общемировой истории;

размещение информации о мероприятиях в сфере патриотического воспитания на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах организаций, предприятий и учреждений образования;

популяризация в СМИ эффективного опыта по патриотическому воспитанию;

проведение форумов молодых журналистов, в том числе по вопросам осуществления патриотического воспитания, через региональные медиаресурсы;

вовлечение блогерского сообщества в процесс патриотического воспитания населения, популяризация государственной символики Республики Беларусь;

распространение материалов по итогам блог-туров в социальных сетях и мессенджерах с использованием тематических хэштегов;

4.7. организационно-техническое обеспечение – координация действий органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественных и общественно-профессиональных организаций; совершенствование содержания и способов организации работы в сфере патриотического воспитания для достижения соответствия результатов реализуемых отраслевых подпрограмм (планов) патриотической деятельности показателям реализации программы.

Инструменты реализации:

создание республиканского центра патриотического воспитания населения;

ресурсная поддержка деятельности учреждений образования и организаций, участвующих в реализации экспериментальных и инновационных проектов по внедрению в воспитательный процесс современных научно-педагогических достижений по проблемам патриотического воспитания;

учреждение почетных знаков для награждения активистов, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотического воспитания и проявляющих активную гражданскую позицию, внесших личный большой вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности.

 

  • МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.

Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в рамках их компетенций, субъекты хозяйствования всех форм собственности, общественные организации и формирования (профсоюзные, женские, ветеранские, молодежные и др.).

Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, акты законодательства.

Ежегодно всеми заинтересованными субъектами в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.

В целях реализации положений Программы исполнителями проводятся заседания коллегий министерств и ведомств, исполкомов, советы учреждений образования, собрания трудовых коллективов по вопросам патриотического воспитания. Осуществляется корректировка функциональных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.

Предусматривается усиление деятельности общественных организаций при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.

Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:

контроль за реализацией Программы исполнителями;

разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями и соисполнителями Программы;

мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов;

совместно с основными исполнителями подготовку ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;

подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.

Положение о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Реализация Программы осуществляется за счет средств республиканских и местных бюджетов, средств, выделяемых на содержание государственных программ, иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

 

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В соответствии с целью Программы ее результатом будет являться создание комплекса научных, методических, нормативных, кадровых, информационных условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование и развитие преемственности патриотических ценностей между поколениями.

Показателями результативности реализации Программы выступают:

актуализированная нормативная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения;

разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;

разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;

сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;

междисциплинарные научные исследования, подготовленные статистические данные и аналитические материалы для принятия научно обоснованных управленческих решений в области патриотического воспитания населения;

результаты оперативных социологических исследований по вопросам патриотического воспитания населения;

методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;

система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;

сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения;

подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;

повышение уровня осведомленности всех групп населения относительно всех направлений деятельности по патриотическому воспитанию населения;

повышение участия всех возрастных групп населения в мероприятиях по патриотическому воспитанию, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в решении практических проблем в разных сферах жизнедеятельности общества;

увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;

повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

повышение уровня информационной грамотности различных групп населения (формирование умений определять информационный запрос; осуществлять разные стратегии поиска информации; находить, проверять, сопоставлять, критически анализировать и оценивать информацию и ее источники; ответственно использовать информацию; осуществлять безопасное поведение в информационной среде).

Кумулятивным количественным показателем станет численность всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.

Выполнение показателей результативности реализации Программы определяется на основании тематических социологических опросов и исследований.

 

  • ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

  1. Создание и обеспечение функционирования Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Совет Министров Республики Беларусь.

  1. Совершенствование кадровой работы идеологической вертикали с внесением соответствующих изменений в функциональные обязанности работников и систему их подготовки.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Администрация Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком.

  1. Разработка и внедрение системы социально-экономических, социально-психологических и политических исследований состояния патриотического воспитания населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Белорусский институт стратегических исследований, Министерство образования, Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси.

  1. Изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси.

  1. Изучение практики применения нормативного правового регулирования патриотического воспитания населения с учетом международного опыта.

Сроки исполнения – 2022 – 2024 годы

Исполнители: Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный суд Республики Беларусь, Министерство юстиции.

  1. Разработка критериев, параметров и индикаторов оценки эффективности реализации Программы.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси.

  1. Информационное сопровождение реализации Программы, в том числе за рубежом. Работа с диаспорами, популяризация национальных достижений на международных площадках.

Сроки исполнения – 2022 – 2025 годы

Исполнители: Министерство иностранных дел, Министерство информации.

  1. Актуализация национальной исторической политики в соответствии с требованиями современной социально-политической практики Республики Беларусь.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Министерство образования, Министерство культуры, Высшая аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям.

  1. Разработка концептуальных основ национальной исторической политики Республики Беларусь.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы.

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Министерство образования, Высшая аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям.

  1. Научное обоснование и разработка национальной идеи Беларуси, основанной на системе нравственно-этических ценностей и их характеристик.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Белорусский институт стратегических исследований, Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

свернуть

Военные специальности

В 2019 году Постановлением Совета Министров РБ № 521 от 07.08.2019г. в Беларуси был изменен перечень УВО (вузов) и УО ССО (колледжей), в которых проводится обучение студентов на военных кафедрах или факультетах. Актуальный перечень включает всего 13 учреждений образования. В свете всех нововведений этого года об отсрочках и для вашего удобства теперь на странице каждого такого УО в нашем Каталоге появилась специальная запись «В вузе есть Военная кафедра» или «В вузе есть Военный факультет». Кроме того, в данном материале мы дадим краткую справку о том, кто может учиться на военной кафедре вуза и как туда поступить. Итак, знакомьтесь и будьте во всеоружии.

Военные факультеты есть в следующих вузах:

  1. Белорусский государственный университет (БГУ)
  2. Белорусский национальный технический университет (БНТУ)
  3. УО "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" (БГУИР)
  4. УО "Белорусский государственный медицинский университет" (БГМУ)
  5. УО "Белорусская государственная академия авиации" (БГАА)
  6. УО "Белорусский государственный университет транспорта" (БелГУТ)
  7. УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" (ГрГУ им. Янки Купалы) 

Военные кафедры есть в следующих вузах:

  1. УО "Белорусская государственная академия связи" (БГАС) 
  2. УО "Белорусский государственный технологический университет" (БГТУ)
  3. УО "Брестский государственный технический университет" (БрГТУ)
  4. УО "Гродненский государственный медицинский университет" (ГрГМУ)
  5. УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова" (ВГУ им. П. Машерова)
  6. УО "Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет" (ВГМУ)
  7. УО "Гомельский государственный медицинский университет" (ГомГМУ)

Кого принимают и как туда поступить?

В соответствии с действующим Законодательством Республики Беларусь для обучения на военных факультетах (военных кафедрах) по программам подготовки офицеров медицинской службы запаса, младших командиров и офицеров запаса допускаются студенты (курсанты, учащиеся):

  • получающие в дневной форме среднее специальное или высшее образование I ступени.
  • мужского пола, достигшие 17 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе либо годные с незначительными ограничениями.

Каждому молодому человеку, претендующему на обучение на кафедре, нужно успешно пройти медицинское освидетельствование и подать заявление. При отборе также учитываются успехи в учебе.

О программе подготовки

Программа рассчитана на 2,5 года. Сначала молодые люди осваивают программу младших командиров. Затем сдают экзамен. Те, кто справился с испытанием лучше других, продолжают обучение на офицеров запаса. В случае призыва тому, кто прошел только первую ступень, служить придется полгода. По окончании обучения студенты приносят Военную присягу.

Прошедшим весь курс после окончания вуза присваивают звание «Лейтенант запаса».

свернуть
favicon