/files/00677/img/значок.jpg https://webmaster.yandex.ru/downloads/verification/3b6112a4bb53c1b7/ Verification: 3b6112a4bb53c1b7

Советы психолога

Рекомендации родителям

«Почему важно играть с ребёнком во время подготовки к обучению в школе?»
развернуть

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка.  

Почему же так важно играть с ребёнком, особенно во время подготовки к школе?

В игре дети:

• учатся применять имеющиеся у них знания; • ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

• получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

• в игре развиваются все психические процессы - внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка.

Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей.

Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой партнёр.

В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.

Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:

• формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто  ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки  не хватает?», «Сделай так же»);

• развивают детские представления о качествах и свойствах  предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай

 на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

• развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»). 

Вашему вниманию мы предлагаем игры, которые наиболее часто используют в процессе подготовки ребенка к школе: 

Назови три предмета

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий   называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Графический диктант

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее.

Задание на внимание

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

Что изменилось?

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

Четвертый лишний

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки;

2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

 Штриховка

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Последовательность событий

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

 Несколько советов, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если  вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для  совместной игры.

2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком  лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему  возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего  первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы  («Почему?», «Зачем?»)

6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи. 

Дерзайте, играйте, фантазируйте, наблюдайте!

свернуть

Консультация для родителей

«Подготовка ребенка к обучению в 1 классе»
развернуть

Уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим возникает масса переживаний: где и как подготовить ребенка к школе,  что  ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя подготовка к школе?

  Это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

Готовность к школе

 подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.  

Физиологическая готовность ребенка к школе

 означает, что ребенок готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку,   соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

 включает в себя три компонента:

 Интеллектуальная готовность

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;                                                                                                                                                                • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность предполагает, что ребенок должен:

 • быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии;   понимать и признавать авторитет взрослых; • адекватно реагировать  на конструктивные замечания взрослых и сверстников; •  понимать, что хорошо, а что – плохо; •  принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу.

Эмоционально-волевая готовность:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;                                                                                                                                                        • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе определяет

комплекс знаний и умений, который понадобиться для успешного обучения в школе    

1)Внимание.

•Заниматься каким-либо делом,  не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу.  

 2)Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

 • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.»

3)Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков,

скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

•Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…».

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло».

• Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.  

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

•Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

•Составлять предложения из нескольких слов.   

•Объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

 • Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы,  месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие успешной адаптации к школьной жизни

«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! – с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать родителям и учителям.
развернуть

Характерным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия. Опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться, позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения       не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушения процессов роста и развития костной системы, нарушения осанки. Это необходимо учитывать при продолжительности статистической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) – рабочего места ученика. Стопа тоже состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.

Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В состоянии  с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму, быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке.

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы характеризуются продолжающимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву  для возникновения инфекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети. При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок  и частом их повторении могут возникать различные патологические явления, как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца  или сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм. Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении.

Высшая нервная деятельность характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью.

Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время  занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий, они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны

Осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям. Выполнять основные правила этического поведения  и взаимодействия в игре и быту. Управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых. Проявлять интерес к новым знаниям.

Наглядно-образно и действенно-образно мыслить. Иметь в словарном запасе 3-5-7 слов. Правильно произносить все звуки. Различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира

Срисовать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры. Различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения. Заниматься однотипной деятельностью не более 10-12 минут. Переключаться на разные виды деятельности не более    3-х раз  в течение занятия.  Некоторое время сосредоточиться  на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо. Эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности. Быть очень чувствительным к стилю отношения взрослых (особенно учителя) к себе.

Вместе с тем, «могут» и «способны» - совсем не означает, что для всех детей это обязательная норма. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темы биологического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, состояние здоровья и т.п.) факторы. Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

 Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптационным  и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация  на 1-ом полугодии обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

  Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей – будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда), и  неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений. Особенное внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша.

Итак,  для того, чтобы малыш  благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить   за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение   в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать  правильный режим дня, близкий к режиму, который  будет принят  в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания  на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они – плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

свернуть

Роль родителей в жизни младшего школьника

Все психические особенности ребенка, его умения, навыки, эмоциональные пристрастия формируются в процессе совместного времяпрепровождения ребенка и его родителей, в процессе активного усвоения маленьким человечком всех богатств, достигнутых обществом в целом.
развернуть

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка — это его родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная из всех человеческих потребностей. С первого крика только сто появившегося на свет младенца начинается неповторимая жизнь нового человека. Разорвана физическая связь с материнским организмом, возникла  и с каждой минутой становится все более глубокой удивительная душевная связь между ребенком и матерью, связь, имя которой — любовь. День за днем ваш малыш становится все более самостоятельным, все более опосредована его зависимость от матери.

Сначала это постепенная близость с материнским телом, затем крепкие объятия ее рук, которые, подчинялись потребностям малыша, на время становятся и его руками.  

Психологическая связь с родителями очень важна для ребенка и на таком важном этапе, как начало школьного обучения. Несмотря   на то что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к не посредственному школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика   ко многим новым для него школьникам требованиям происходит постепенно, не всегда гладко и обязательно сопряжено с ломкой  сложившихся психологических стереотипов.

Прежде всего меняется режим дня. Теперь каждый день приходится вставать вовремя, по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться, поесть, одеться и не опоздать в  школу к началу уроков. Надо научиться считывать и рассчитывать время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки.         

Ребенок  обладает  главными  качествами, которые  отсутствуют  у  многих  взрослых:  это непосредственность  и  искренний интерес  к  окружающему  миру. Маленький  человек  еще  не подвластен  социальным  категориям, не понимает  таких  слов, как выгода, расчет, подлость. Психология  утверждает, что  именно  в  период   дошкольного детства закладывается личность человека, наиболее важная для всей его будущей жизни информация. Следовательно, родителям необходимо уделять больше внимания своему ребенку  в раннем детстве и дошкольном возрасте, потому что потом будет уже поздно.

Родителям необходимо постоянно изучать своего ребенка, наблюдать за ним в различных ситуациях: и тогда, когда он занят игрой, лепкой, конструированием, рисованием, и тогда, когда он сотрудничает с вами — слушает, как вы читаете ему книжку, смотрите вместе телевизор, и тогда, когда он общается с другими детьми. Эти наблюдения помогут вам лучше узнать малыша, те иные черты его характера. Вы должны не просто увидеть, что делает ваш ребенок, как он поступает, а постараться разобраться, почему он ведет себя именно так, а не иначе, чтобы в соответствии с этим корректировать его  дальнейшее воспитание и поведение.

Все мы сегодня являемся свидетелями поистине ошеломляющих успехов точных наук в постижении земных и космических тайн, мыс восхищением следим за развитием человеческого общества, за развитием техники, искусства, науки. Мы поражаемся тому,    как человек смог подчинить себе природу, космос, диких животных, и практически не задумываемся, что все это дела рук человека. Мы воспитываем своих детей, не задумываясь, что, может быть, мы воспитываем будущего ученого или деятеля искусств, и уж тем более      не придаем значения того глобального значения школы в жизни человечества.

Школа — это первая ступень  той  лестницы, по которой ребенок входит в общество, выходит в большую жизнь. Родители, полагающие, что воспитанием ребенка можно вплотную заняться лишь тогда, когда он научится понимать речь, а вместе с речью — их мудрые наставления на тему о том, как следует вести себя, а как не следует, подкрепленные ссылками на личный опыт, совершают ошибку, может быть, самую крупную в своей жизни.

В этой связи нелишним будет  напомнить пример, который, безусловно, у каждого в памяти, но который мы предпочитаем приводить скорее как забавный казус, чем правило, которому мы должны следовать. Когда некая мать пришла к мудрецу и спросила, должна ли она начать воспитывать своего ребенка или ей следует повременить, чтобы не слишком обременять любимое чадо, мудрец поинтересовался возрастом ребенка. Узнав же, что ребенку исполнилось пять лет, мудрец воскликнул: «Поспеши домой! Ты и без того потеряла пять драгоценных лет». К сожалению, подобного рода заблуждения довольно типичны: избаловав ребенка, родители, схватившись за голову, пытаются наверстать упущенное время, что не так уж просто,  как кажется.

свернуть
favicon