/files/00677/img/значок.jpg https://webmaster.yandex.ru/downloads/verification/3b6112a4bb53c1b7/ Verification: 3b6112a4bb53c1b7

Методическая копилка

Учебное занятие как форма организации процесса обучения

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Н.А. Скаткин

  1. Учебное занятие – это форма организации познавательного процесса в учреждении образования.
  2. Учебное занятие есть форма организации процесса познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин. Главное назначение учебного занятия - организовывать познавательный процесс учащегося, стимулировать его, направлять и развивать.
  3. Учебное занятие есть форма организации познания действительности самим учителем.

 Учебное занятие есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух субъектов познавательного процесса - учителя и учащегося.

Основные компоненты учебного занятия

  1. Организационный - организация класса в течение всего занятия, готовность учащихся к деятельности, порядок и дисциплина.
  2. Целевой - определение целей учения как на все занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.
  3.  Мотивационный - определение значимости изучаемого материала  как по данной теме, так и по всему курсу.
  4. Коммуникативный - организация общения учителя с классом, учащихся между собой.
  5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.
  6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.
  7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учащегося на занятии  для стимулирования его активности и развития познавательного процесса.
  8. Аналитический - подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся, анализ результатов собственной деятельности педагога по организации и проведению занятия.

 

Дидактические требования к учебному занятию

  1. Четкое формулирование цели и образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  2. Определение оптимального содержания учебного занятия в соответствии с требованиями учебной программы и целями учебного занятия, с учетом уровня подготовленности учащихся.
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на каждом этапе учебного занятия.
  4. Выбор наиболее рациональных технологий, методик, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе занятия. Выбор педагогического инструментария, позволяющего обеспечить познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на учебном занятии и максимальную самостоятельность учащихся в образовательном процессе.

 

                           Как задать домашнее задание

  1. Домашние задания планируйте при подготовке к учебному занятию. Поскольку они должны иметь целевые ориентиры, ставьте себе вопрос: «Почему я учащимся предлагаю это сделать?» При необходимости корректируйте задания по итогам выходного контроля, дифференцируйте их, задавайте в зоне ближайшего развития учащихся.
  2. Старательно продумывайте объем (он должен соответствовать санитарным нормам) и сроки выполнения заданий. Поясняйте учащимся, почему именно это задание вы предлагаете, почему важно его выполнить. Убедитесь, что задание поняли все учащиеся.
  3. Не задавайте учащимся то, что уже усвоено на учебном занятии. Избегайте скучных, однотипных заданий. Используйте задания с целью развития интереса  к предмету и творческих способностей.
  4. Вооружайте учащихся критериями успеха при выполнении домашних заданий; с помощью которых они (и их родители) смогут оценивать, как верно и полно выполнено задание, чему учащийся научился, насколько рационально была организована работа.
  5. Применяйте задания не только на следующее учебное занятие, но и перспективные. Создавайте возможности для выбора заданий самими учащимися. Используйте индивидуальные задания. Практикуйте добровольные домашние задания.
  6. Никогда не давайте домашнее задание со звонком или на перерыве. Сообщайте задания тогда, когда оно органично вписывается в структуру учебного занятия.
  7. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что можете на следующем учебном занятии выделить время для проверки (самопроверки) и оценки (самооценки) выполнения задания всеми учащимися.

Современный учитель знает:  

-содержание преподаваемого материала;

-методики преподавания;

- психологические особенности детей;

-способы индивидуального подхода;

-социальное положение ребенка;

-современные тенденции развития образования;

-основные положения государственных нормативных правовых документов, в том числе сферы образования;

-владеет подбором педагогической технологии под конкретный педагогический замысел, под цель.

Современный учитель умеет: 

-мотивировать учащихся к изучаемому предмету;

-предупреждать конфликтные ситуации;

-создавать комфортную атмосферу образовательного процесса;

-устанавливать рабочие отношения с учащимися и их законными представителями.

 

Каждое учебное занятие - это ступенька нового знания и развития учащегося, новый вклад в формирование его умственной деятельности, нравственной культуры.

   Учебное занятие не цель, а инструмент, средство развития личности учащегося.

Учебное занятие - это поиск истины, поиск духовной сути всех вещей через постижение тайн чисел, атомов, слов, законов природы. 

Пусть каждое  Ваше учебное занятие, уважаемый коллега, будет интересным для учащихся, увлекательным, близким и понятным. Пусть  учебное занятие втягивает его в познавательную творческую деятельность, приносит радость открытия, ведет к самостоятельному поиску новых знаний и открывает горизонты их применения.

 

Успехов в профессиональной деятельности!


 

свернуть

Передача характера главной формы, её частей и их взаимного расположения Практическая работа: На выставке машин «Новенький трактор»

Учитель начальных классов: Вертинская Екатерина Сергеевна, вторая категория
развернуть

Цель урока: расширить представление о передаче формы, пропорций и конструкции изображаемых предметов (объектов).

Задачи: актуализация знаний о передаче характера главной формы, её частей и их взаимного расположения в композиции; формирование умения передавать форму, её части и их взаимное расположение при создании композиции; совершенствование навыка поэтапного выполнения композиции; развитие аналитических способностей, чувства формы и пропорций.

Оборудование: картинки к загадкам, изображения сказочных транспортных средств, иллюстрации тракторов, музыка для рефлексии, спокойная музыка для рисования, макет поэтапного рисования трактора, раздаточный материал  для проведения рефлексии, материалы для учащихся

 

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем

Пусть улыбки и хорошее  настроение  будут  верными спутниками  на  нашем  уроке.

Проверка готовности класса к занятию.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас готово к нашему занятию? У всех ли есть: простой карандаш, ластик, лист А4, гуашь (акварель), стаканчик – непроливайка, кисточки?

- Молодцы, тогда начинаем!

  1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Объяснение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что заметили? (загадки)

Разгадаете их и сможете сформулировать тему нашего урока.  

Загадки :

Что за чудо – длинный дом! 

Пассажиров много в нем. 

Носит обувь из резины 

И питается бензином.  (Автобус)  

Смело в небе проплывает, 

Обгоняя птиц полет, 

Человек им управляет. 

Что такое? (Самолет)  

Бежит, гудит. 

В два глаза глядит, 

Только красный глазок глянет – 

Как вкопанный станет.  (Автомобиль)  

 В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд) - Догадались, о чем пойдет речь? Назовите тему сегодняшнего урока  (Транспорт).  

- Верно, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Предположите, какие цели и задачи мы должны поставить и выполнить в течение урока:

- познакомиться с понятием  «транспорт»,  с  категориями  транспорта, с видами транспорта по среде перемещения;

-развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие;

- научиться рисовать один из видов транспорта.

- Мы создадим с вами проект своего удивительного транспорта.

 Но прежде чем создать что-то новое, человек обязательно должен изучить опыт предыдущих поколений.

 

  • Объяснение нового материала

- Итак, что же такое транспорт? 

  Транспорт (от лат. trans — «через» и portare — «нести») — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

- Скажите, ребята, зачем человек изобрёл транспорт? (Чтобы быстрее передвигаться, легче перевозить грузы)

- Главным средством передвижения наших предков было какое животное? (Лошадь)

-А зачем тогда человек изобрел транспорт? (Чтобы перевозить грузы) 

- А где впервые мы встречаемся с мечтой человека быстрее передвигаться?              (В сказках) 

- Молодцы, давайте приведём примеры сказочных транспортных средств. (Ступа, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы) 

-Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, легковой, пасса­жирский.)

-Каждый из автомобилей имеет свою конструкцию, оборудова­ние, оформление. (Демонстрация моделей автомобилей)

 

Изучение функциональных частей, из которых состоят ав­томобили.

- Какие части автомобилей вы знаете? (Кузов, колеса и т. д.)

- Назовите внешние детали автомобиля. (Щетки, зеркала, за­дние и передние фары, капот, багажник, номера и т. д.)

-Автомобили - это привычная деталь городского пейзажа. А где еще их можно увидеть? (В кино, музыкальных клипах, на кар­тинках, в мультфильмах, журналах, на выставках машин.)

- Выставки автомобилей могут организовываться как под открытым небом, так и в закрытых помещениях, автосалонах. Вот и мы сегодня на уроке устроим выставку машин.

- А каких, отгадайте загадку:

Могу копать, пахать, возить, Могу тянуть, могу грузить. У меня мотор — силач, Хотя я, братцы, не тягач. (Трактор)

- Сегодня я научу вас рисовать трактор, но перед тем, как начать, мы с вами немного разомнемся.

  1. Физкультминутка

 «Колёсики, колёсики и красивый руль» (выполняется под музыку)

  1. Практическая часть.

– Объясните, как вы понимаете, что такое трактор(самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, орудий). 

– А знаете ли вы, что название «трактор» происходит от латинского слова «трак» – «тащу». Он может тащить за собой на прицепе орудия, которые пашут, сеют и собирают урожай. В 20-30-е годы ХХ века трактор произвёл на людей сильное впечатление.

Они стали называть в честь него своих новорожденных детей. Вот и появились девочки с таким именем, как ТРАКТОРИНА. Но скоро эта мода прошла.

По назначению тракторы бывают:

 сельскохозяйственные

 промышленные

К I группе – относятся тракторы, которые выполняют посев, уборку сельскохозяйственной продукции.

К II группе – тракторы общего и специального назначения: бульдозеры, экскаваторы, трубоукладчики, грейдеры и др.

– Кроме этого, тракторы могут иметь: колесный ход (Рисунок 1) и гусеничный (Рисунок 2).

- Самый обычный трактор, незаменимый помощник в сельском хозяйстве и на стройке.

К этому трактору можно прорисовать прицеп для перевозки чего-нибудь полезного сзади, или ковш бульдозера, или еще что-либо не менее нужное.

Поэтапное рисование:

1)    Рисуем прямоугольник. Тут важно соотношение длин сторон.

2)    Прорисовываем ещё один прямоугольник. По высоте он такой же как первый,

а по длине - чуть меньше половины первого.

Немного удлиняем нижнюю полоску в нижнем прямоугольнике.

3)     На этом шаге работы много.

Сначала из верхнего прямоугольника делаем кабину с окошком.

     Затем слева делаем скос на нижнем прямоугольнике - это   будет нос трактора.

     И справа пририсовываем у нижнего прямоугольника выступ со скошенным

уголком.

4)    Берем ластик и стираем лишние линии.

 

На этом шаге рисуем трубу трактора. Она по высоте совпадает или чуть-чуть ниже кабины. У самой кабины пририсовываем небольшой выступ над стеклом. Несколько скругляем нос трактора, чтобы он не был слишком острым.

Добавляем фару и полоски радиатора.

  • Переходим к колесам.

Сначала рисуем заднее колесо. Оно большое. Обратите внимание на то, что круг колеса должен справа несколько выступать за корпус трактора. Ну и серединка колеса должна приходиться где-то на нижнюю линию.

Внутри большого круга кружочек поменьше.

Затем рисуем переднее колесо. 

  • Опять берем ластик и стираем лишние линии.

На заднем колесе рисуем что-то типа центральной оси и болтов по кругу. 

  • Раскрашиваем!
  1. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся дорисовывают свои рисунки простым карандашом, а затем раскрашивают красками. (Звучит  спокойная музыка)

  • Выставка и анализ работ учащихся

Вывешиваются все работы детей.

- Ребята, какой бы трактор вы бы купили на нашей выставки? Почему?

  • Подведение итогов

- Какой вид транспорта мы с вами сегодня рисовали? (Трактор)

- Ребята, а что было особенно интересным на уроке? Что запомнилось? Что вы расскажите дома родителям? (Ответы детей)

– Как вы считаете, поставленные задачи выполнены на уроке?

  1. Рефлексия

- Говоря о транспорте, мы не можем не вспомнить о ПДД.

- Какой прибор помогает регулировать движение на улице? (Светофор)

Поэтому я тоже предлагаю вам воспользоваться светофором и оценить свою деятельность и деятельность своей группы.

Зеленый цвет – я доволен собой, своей работой и окружающими.

Желтый – я мог работать лучше.

Красный – я не удовлетворен работой.

  1. Наведение порядка на рабочих местах.
свернуть

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья», «Косточка»

Учитель начальных классов: Адамцевич Ольга Николаевна, высшая категория
развернуть

Презентацию можно скачать здесь

Цели  и задачи урока: создать условия для осознания учащимися  воспитательного воздействия художественного текста.

Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и  выразительного чтения. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы. Содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать.

Оборудование: учебники «Литературное чтение», 2 кл, мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н. Толстого.

  1. Организационный момент

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.

Предлагаю я вам размышлять,

Доказывать, спорить и представлять

  - Всё у нас хорошо, прекрасное настроение - улыбнулись друг другу, солнышку, новому дню, нашим гостям. И с таким прекрасным настроением начнём наш урок.

  1. Проверка дом. задания

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова «Про мимозу».

Как проводит день Витя? Кто разбаловал его? Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему? Какой совет бы вы дали ему и родителям? Почему стихотворение называется «Про мимозу»?

3.Речевая и артикуляционная разминка:

1.чищу зубы

2.произнесите слово, отсекая первый звук

Смех экран клещ удочка мрак коса

4.Вступительное слово учителя

-Как вы понимаете «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

-Правда бывает очень неприглядной для вас и окружающих. Некоторые люди, совершив некрасивый поступок, начинают придумывать разные истории. Но правда рано или поздно откроется, не зря говорят: шила в мешке не утоишь, тайное всегда становится явным.

-Обманывать, дать слово и не сдержать считалось – потерять совесть, совершить бесчестный поступок (книги).

Рассказ о пастушке-шутнике.

-Если постоянно обманывать друзей, знакомых, то скоро они перестанут вам верить и будут считать вас бесчестными, о честном, порядочном человеке не скажут:

Хитер, как…

Жесток, как….

Непорядочен, как….

5.Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

 (На слайде картинки: слива, вишня, абрикос.)

-Что вы видите на слайде? (Ягоды)

-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка)

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке? (Мы будем читать рассказ «Косточка»)

-Кто автор этого произведения? ( Л. Н. Толстой)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Л. Н. Толстой.  «Косточка»)

-Какую цель мы для себя поставим на уроке? (Узнать мудрость произведения)

-Чтобы реализовать поставленную цель, какие учебные задачи поставим?  Выберем их  на слайде. 

-Мы будем  читать рассказ, анализировать его, решать трудные вопросы, проводить словарную работу, выполнять творческие задания.

- Знаком ли вам писатель Лев Толстой? Что вы о нем знаете?

- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

6.Открытие новых знаний.

1.Актуализация знаний. Биографическая справка. Сообщения подготовленных учащихся.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.

Л.Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было ещё двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филипок», «Ёж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира. (Выставка книг)

Первичное восприятие рассказа.  

–А сейчас внимательно послушайте рассказ «Косточка» и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?

– Почему вы так думаете? (Такой же случай мог бы произойти и в реальной жизни)

-За кого вы переживали в произведении?

- На ваш взгляд, что хотел сказать вам великий писатель? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать).

 Словарная работа.

-Прежде чем мы продолжим работу над произведением, необходимо выяснить смысл непонятных слов

Повторное чтение текста учащимися (цепочкой) и его анализ

-Сочувствовали ли вы Ване или осуждали его? Почему?

-Прочитайте, что сказал детям отец.

-Найдите слова признания Вани. Прочитайте.

-Почему все «засмеялись», а Ваня заплакал?

-А поступаете ли вы так сами?

 -Как и зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? На доске  - не удержался,  покраснел,   побледнел, заплакал). (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно).

7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Составление кластера

- Кто является главным героем рассказа?  - Составим   характеристику главного героя (в этом нам поможет ромашка).

– Когда-нибудь Ваня пробовал сливы? (Нет, и ему было очень интересно,  любопытно узнать, что это?)

-Значит, какой Ваня? (Любопытный, любознательный)

–  Знал ли Ваня, что сливы есть нельзя без разрешения? (Знал, и поэтому очень долго сомневался, взять или нет)  - Нерешительный, неуверенный, робкий.

– Почему же он съел сливу? (Очень хотелось попробовать! И к тому же в комнате никого не было, он, наверное, подумал, что никто не узнает). (Хитрый, немного лукавый).

– Придумай, что было бы, если бы Ваня не съел сливу? (Он бы не оказался в такой неприятной ситуации и оставался  правдивым и честным   мальчиком). Но сделал это, и поэтому мы можем сказать,) Какой Ваня? (Неискренний, обманчивый).

 – Ваня распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (Нет, он и не понял, что съел, но чувство стыда за свой поступок не давало ему покоя) (Стыдливый, застенчивый).

– Как бы Вы поступили на месте Вани?

- Не смотря на то, что Ваня  слукавил, схитрил, был неискренен, он остался очень добрым мальчиком, которому сильно стыдно за свой поступок.

-Какой же был Ваня?

Любопытный (любознательный)

Нерешительный (неуверенный, робкий)

Лукавый (хитрый)

Неискренний (обманчивый)

Застенчивый (стыдливый)

Добрый

Работа в парах. Задание 3

(Расставить пункты плана)

 

Ваня покраснел как рак .

 

Все засмеялись.

 

Ваня никогда не ел слив.

 

«Это нехорошо, но я не этого боюсь»

 

Ваня побледнел.

 

8.Физкультминутка

 Работа с текстом рассказа «Отец и сыновья», чтение учителем:

  • проверка эмоционального восприятия

– Понравился ли вам рассказ? Чем?

- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

    3) словарная работа:

- Как можно сказать по-другому? (коллективная работа, учитель пишет на доске)

 

Жить в согласии – дружно, вместе.

Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.

Бились – очень старались.

4) Чтение «цепочкой» учащимися;

- Что приказал отец сыновьям? - Чему он их учил? - А они?

- Объясните, почему сыновья ссорились?

-Что он  велел сделать?

- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

- Что тогда сказал отец?

- Скажите, над чем же надо задуматься?

 

Пословицы №2

- Подумайте, какие из них подходят к басне «Отец и сыновья»? Почему?

Вместе - мы сила.

Нет друга – ищи, а нашел - береги.

Согласную семью и горе не берет.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Своя семья - самые лучшие друзья.

Сердце матери лучше солнца греет.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Какой вывод вы сделали для себя?

-Какими вам представляются отцы в прочитанных произведениях?

-Что они желают своим сыновьям, какими хотят их видеть? (честными и добрыми, дружными).

 «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

  1. Подведение итогов урока

- С каким произведениями мы познакомились?

- Чему научились на уроке?

-Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

10.Домашнее задание.  Пересказ одного рассказа.

11. Рефлексия.

свернуть

Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью

Учитель начальных классов: Телюк Светлана Владимировна, вторая категория
развернуть

Цель: создать условия для осознания учащимися того, как изменения в природе осенью влияют на жизнь домашних животных, труд людей.

Задачи: расширить представления учащихся о домашних животных, их использовании человеком, труде людей осенью; содействовать развитию мышления, наблюдательности, интереса к изучению мира животных, воспитанию заботливого отношения  к домашним животным, осознанию ответственности за их жизнь.

Оборудование: иллюстрации с изображением диких и домашних животных, труда людей в полях и на животноводческих фермах осенью и в другое время года.

Ход учебного занятия

1.Организационный момент.

- К какому уроку вы подготовились?

- Нужно ли быть внимательным на учебном занятии? Почему?

Сейчас посмотрим, какими вы были внимательными на прошлом уроке?

  1. Актуализация знаний.

Игра «Узнай животное по описанию».

  1. Маленькая рыженькая красавица любит орешки, семена шишек сосны или ели.
  2. Красивая крупная белая птица с черными крыльями, строит гнезда рядом с жильем человека на деревьях, столбах.
  3. С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом.
  4. Большой и сильный хозяин леса готовится к зиме — запасает жир под густой и теплой «шубой», готовит берлогу.
  5. Дает человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, сыр и другие ценные молочные продукты.

(На доску вывешиваются картинки с изображением угаданных животных: белка, аист, свинья, медведь, корова.)

Учитель: Разделите изображенных на рисунках животных на 2 группы: дикие и домашние.

— Почему мы корову, свинью относим к домашним животным, а волка, белку, ежа — к диким?

- Среди названий животных были ли птицы?

- Как эти птицы спасаются от голода зимой? (за ними ухаживает человек)

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: О каких животных мы будем с вами говорить? (о домашних животных). Тема нашего урока: «Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью».

И отправимся мы с вами погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Федора. А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

  1. Работа над новым материалом.
  2. Происхождение домашних животных. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детенышей и приносили их домой. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку. Человек стал специально разводить прирученных животных. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви.

Учитель: Какую пользу приносят домашние животные? Хотела ли мама дяди Федора иметь домашних животных?

— Какая польза была от кота Матроскина? От собаки Шарика? От коровы? (Ответы.)

Все ли домашние животные приносят пользу человеку?

Выполним задание в тетради на стр. 16

Проверка.

Какие вкусные и полезные продукты! Как можно связать то, что вы видите на картинках с записанной на доске пословицей: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Чтобы все эти продукты попали к нам на стол, нужно много трудиться.

Физкультминутка (имитация движений).

Прыгайте, кузнечики! Стоп! Присели, травку покушали,

Раз, два, три. Тишину послушали.

Пожимайте плечики, Тише, тише, высоко,

Раз, два, три. Прыгай на носках легко.

Учитель; Чем питаются летом домашние животные? (Корова, лошади, козы, а также частично свиньи и кролики — травой; утки, гуси - водорослями, травой, зерном; куры, индюки — травой, насекомыми, зерном.)

- Что изменяется с приходом осени в питании домашних животных? (К осени трава выгорает, животным не хватает корма)

— А как люди заботятся о домашних животных? (Люди заранее заготавливают корма на зиму)

- Где живут домашние животные? (В специальных помещениях, построенных людьми: скотные дворы, фермы, конюшни, свинарники, сараи)

Физкультминутка. Игра «Покажи животное».

Учитель называет домашнее животное, а дети имитируют его повадки или подают голос.

  1. Труд людей осенью.

Работа по учебнику (с. 17). По серии картинок группы детей составляют рассказ.

Работа над пословицей «Где дело, там и слава».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Что вас удивило?

О чем расскажете своему другу?

 

 

свернуть

Тема урока: «Умножение и деление с числом 10»

Учитель начальных классов: Вертинская Екатерина Сергеевна, вторая категория
развернуть

Цель: познакомить со случаями умножения и деления с числом 10.

Задачи: закреплять умение выполнять умножение и деление с числами 0 и 1; закреплять умение решать задачи и составлять обратные задачи; совершенствовать вычислительные умения и навыки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы; раздаточный материал для парной работы; картинки стручков гороха, светофора, поезда и станций; квадратики желтого, синего, красного цвета для самостоятельной работы; кружки зеленого и красного цвета для рефлексии. 

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня хороший денёк, у всех хорошее настроение. Впереди вас ждут только хорошие дела. Мысленно пожелайте друг другу успехов. Желаю вам удачи!

Кто из вас любит путешествовать? Кто ездил на поезде? На уроке математики продолжаем путешествие по «Математической стране». Машинистом буду я, а вы – пассажирами. В нашем поезде 3 вагона: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

  1. Актуализация знаний

1 станция «Отправляйкина»

-назвать компоненты при сложении, вычитании;

-как найти неизвестное слагаемое;

-назвать компоненты при умножении, делении;

-найдите лишнее число 18 25 33 48 6 59;

-назовите множители числа 18 (2 и 9), 48 (6 и 8).

  • Устный счёт

2 станция «Устновычисляйкина» (устный счет)

Математический диктант (буду читать 1 раз, будьте внимательны)

(1 учащийся за доской)

7 увеличить в 2 раза - 14

75 уменьшить на 5 -  70

64 уменьшить в 8 раз -  8

34 увеличить на 6 -  40

Сумма чисел 46 и 4 -  50

Произведение чисел 4 и 7 - 28

Во сколько раз 36 больше чем 9 - 4

Число, которое состоит из 3 дес. -  30

Периметр равностороннего треугольника 18 см. Чему равна сторона?  - 6 см

Взаимопроверка. Ставим за полями «+», если все верно.

  1. Целеполагание, изучение новой темы

3 станция «Знайкина» (открытие новых знаний)

Сегодня на уроке мы познакомимся с умножением и делением числа 10 и на число 10.

- Что будем отрабатывать? (вычислительные навыки)

- Что еще будем делать? (решать задачи, уравнения)

- Что будем развивать? (мышление, память, логику, математическую речь.

- будем работать быстро, активно, дружно, чтобы все успеть.

Прочитайте задачу. В одном стручке 10 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?

10+10+10=30

3+3+3+3+3+3+3+3+3+3=30

10 * 3 =30

3 * 10 =30

Сравните записи сложения и умножения. Какой из этих способов решения правильный и рациональный?

(10 * 3 =30) Как получили результат при умножении? (умножение заменили сложением)

Используем переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется) 3 * 10=30

Что заметили при умножении числа 10 и на число 10? (к числу приписываем один нуль)

- Назовите действие, обратное умножению? (деление)

- Составьте обратные выражения, чтобы делитель был 10 (30:10=3, 30 : 10 =3)

- Какую закономерность заметили? (при делении числа на 10 справа от него можно отбросить один нуль)

Обобщим наши выводы: при умножении числа 10 приписываем справа один нуль, а при делении на число 10 отбрасываем справа один нуль.

- Для чего нам нужно уметь умножать и делить?

Давайте проверим наши наблюдения на других выражениях (дети работают  с полным объяснением) №1, с. 78 (устно)

  1. Физкультминутка

4 станция «Отдыхайкина» ( музыкальная физкультминутка)

 

  1. Закрепление материала

5 станция «Сравнилкина» (работа в парах)

С.78 №2 1в.-1-й столбик               2 в. – второй столбик

Взаимопроверка 

1в. - <, < , =                   2в. - >, > , = .

Ставим за полями «+», если все верно.

6 станция «Задачкина» с.79, № 6

- Читает учащийся.

- Читают самостоятельно.

- Кто уверен, что может решить задачу сам? (решают самостоятельно по действиям и на черновик выражением)

С остальными детьми разбираем:

- Что обозначают числа 3 и 12? (на 3 пары варежек ушло 12 мотков пряжи);

- Что можем узнать с помощью этих чисел? (сколько мотков пряжи ушло на 1 пару);

- Каким действием? (12:3=4)

- Повторите вопрос задачи. (сколько мотков пряжи пошло на 2 пары варежек?)

- Можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? (4·2=8)

- Задача простая или составная? Записываем решение задачи.

7станция «Думайкина»

 (работа в парах, записываются только ответы) (№5, с 78)

Коллективная проверка:

35+а

при а=12                47

при а=24                59

при а=30                65

при а=35                70

35-а

23

11

5

0

 

8 станция «Закрепляйкино»

Самостоятельная работа (по выбору)

Желтый квадрат           

Синий квадрат        

Красный квадрат

6 * 10 =

10 * 2 =

70 : 10 =

90 : 9 =

5 * 8 =

9 * 10 =

18 : 1 =

0 : 6 =

84 + 12 * 1 =

100 – 0 : 7 =

18 : 2 + 3 =

12 : 3 * 7 =

- Выберите себе задание по силам. Кто выбрал задание с желтым квадратом, синим квадратом? Остальные выполняют задание с красным квадратом.

Самопроверка.

Итог учебного занятия.

- Над какой темой работали на уроке? Что нужно помнить при умножении и делении числа 10?

  • Рефлексия

9 станция «Волшебный светофор»  

Заканчивается наше путешествие, мы прибыли на последнюю станцию. Пропустит ли нас волшебный светофор? (зеленый кружок – все задания были понятны, вам было интересно, увлекательно работать; красный кружок – при работе на уроке возникали трудности, было скучно)

  • Домашнее задание

10 станция «Конечная»( д/з): с.79, №1

  1. Выставление и комментирование отметок

 

свернуть
favicon