Методическая копилка

Учебное занятие как форма организации процесса обучения

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Н.А. Скаткин

  1. Учебное занятие – это форма организации познавательного процесса в учреждении образования.
  2. Учебное занятие есть форма организации процесса познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин. Главное назначение учебного занятия - организовывать познавательный процесс учащегося, стимулировать его, направлять и развивать.
  3. Учебное занятие есть форма организации познания действительности самим учителем.

 Учебное занятие есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух субъектов познавательного процесса - учителя и учащегося.

Основные компоненты учебного занятия

  1. Организационный - организация класса в течение всего занятия, готовность учащихся к деятельности, порядок и дисциплина.
  2. Целевой - определение целей учения как на все занятие по данной теме, так и на отдельные его этапы.
  3.  Мотивационный - определение значимости изучаемого материала  как по данной теме, так и по всему курсу.
  4. Коммуникативный - организация общения учителя с классом, учащихся между собой.
  5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.
  6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа учебного занятия, темы, класса.
  7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учащегося на занятии  для стимулирования его активности и развития познавательного процесса.
  8. Аналитический - подведение итогов учебного занятия, анализ и самоанализ деятельности учащихся, анализ результатов собственной деятельности педагога по организации и проведению занятия.

 

Дидактические требования к учебному занятию

  1. Четкое формулирование цели и образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
  2. Определение оптимального содержания учебного занятия в соответствии с требованиями учебной программы и целями учебного занятия, с учетом уровня подготовленности учащихся.
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на каждом этапе учебного занятия.
  4. Выбор наиболее рациональных технологий, методик, методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе занятия. Выбор педагогического инструментария, позволяющего обеспечить познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на учебном занятии и максимальную самостоятельность учащихся в образовательном процессе.

 

                           Как задать домашнее задание

  1. Домашние задания планируйте при подготовке к учебному занятию. Поскольку они должны иметь целевые ориентиры, ставьте себе вопрос: «Почему я учащимся предлагаю это сделать?» При необходимости корректируйте задания по итогам выходного контроля, дифференцируйте их, задавайте в зоне ближайшего развития учащихся.
  2. Старательно продумывайте объем (он должен соответствовать санитарным нормам) и сроки выполнения заданий. Поясняйте учащимся, почему именно это задание вы предлагаете, почему важно его выполнить. Убедитесь, что задание поняли все учащиеся.
  3. Не задавайте учащимся то, что уже усвоено на учебном занятии. Избегайте скучных, однотипных заданий. Используйте задания с целью развития интереса  к предмету и творческих способностей.
  4. Вооружайте учащихся критериями успеха при выполнении домашних заданий; с помощью которых они (и их родители) смогут оценивать, как верно и полно выполнено задание, чему учащийся научился, насколько рационально была организована работа.
  5. Применяйте задания не только на следующее учебное занятие, но и перспективные. Создавайте возможности для выбора заданий самими учащимися. Используйте индивидуальные задания. Практикуйте добровольные домашние задания.
  6. Никогда не давайте домашнее задание со звонком или на перерыве. Сообщайте задания тогда, когда оно органично вписывается в структуру учебного занятия.
  7. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что можете на следующем учебном занятии выделить время для проверки (самопроверки) и оценки (самооценки) выполнения задания всеми учащимися.

Современный учитель знает:  

-содержание преподаваемого материала;

-методики преподавания;

- психологические особенности детей;

-способы индивидуального подхода;

-социальное положение ребенка;

-современные тенденции развития образования;

-основные положения государственных нормативных правовых документов, в том числе сферы образования;

-владеет подбором педагогической технологии под конкретный педагогический замысел, под цель.

Современный учитель умеет: 

-мотивировать учащихся к изучаемому предмету;

-предупреждать конфликтные ситуации;

-создавать комфортную атмосферу образовательного процесса;

-устанавливать рабочие отношения с учащимися и их законными представителями.

 

Каждое учебное занятие - это ступенька нового знания и развития учащегося, новый вклад в формирование его умственной деятельности, нравственной культуры.

   Учебное занятие не цель, а инструмент, средство развития личности учащегося.

Учебное занятие - это поиск истины, поиск духовной сути всех вещей через постижение тайн чисел, атомов, слов, законов природы. 

Пусть каждое  Ваше учебное занятие, уважаемый коллега, будет интересным для учащихся, увлекательным, близким и понятным. Пусть  учебное занятие втягивает его в познавательную творческую деятельность, приносит радость открытия, ведет к самостоятельному поиску новых знаний и открывает горизонты их применения.

 

Успехов в профессиональной деятельности!


 

свернуть

План-конспект урока "Растения леса", 3 класс

  • Предмет: Человек и мир
  • Автор: Пармон Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
  • Скачать

Тренажёр по предмету «Человек мир» для 3 класса «Своя игра»

  • Предмет: Человек и мир
  • Автор: Пармон Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
  • Скачать

Игра-тренажер для 3 класса «Кто хочет стать отличником»

  • Предмет: Человек и мир
  • Автор: Пармон Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
  • Скачать

Искусство Англии: сдержанная красота 8 класс

  • Предмет: Искусство (отечественная и мировая художественная культура)
  • Автор: Корбут Наталья Львовна,
  • Скачать

Урок-зачет по теме «В мире сказок» 5 класс

  • Предмет: Искусство (отечественная и мировая художественная культура"
  • Автор: Корбут Наталья Львовна
  • Скачать