Советы психолога

Информация о профилактике половой неприкосновенности несовершеннолетних

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

В текущем году на территории Минской области по состоянию на 01.07.2018 выявлено 34 преступника, совершивших 55 преступлений против половой неприкосновенности или свободы несовершеннолетних. Преступления совершены в отношении 47 потерпевших несовершеннолетних, из них в возраста от 0 до 5 лет – 1, от 6 до 9 – 1, от 10 до 11 – 4, от 12 до 14 – 18, от 15 до 16 – 23. Из 47 потерпевших, в полных семьях воспитывается 28, в не полных семьях – 19, в благополучных семьях – 33, в неблагополучных семьях – 14. В отношении 4 потерпевших преступления совершены родными родителями, в отношении 2 отчимом либо мачехой, в отношении 41 ранее знакомым.

В настоящее время, с целью недопущения преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, у детей необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Особо тяжкие преступления

 Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 

статьи 166 УК)

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Тяжкие преступления

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК) – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

Порнография - это вульгарно-натуралистическая, отвратительно циничная, неприличная фиксация половых сношений, являющаяся самоцелью, преднамеренная демонстрация преимущественно обнаженных гениталий, антиэстетических сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, не соответствующих моральным критериям, оскорбляющих честь и достоинство личности, иногда ставя ее ниже проявлений животных инстинктов.

Порнопроизведения - это либо авторские, либо анонимные произведения, как правило, тенденциозно прямолинейные, эклектичные, сосредоточены на плотско-физиологических аспектах совокупления лиц, нередко изображение порнодействий дополняется сценами жестокости, насилия, моральной развращенности, интимное в сексе бесцеремонно выставляется напоказ.

Порнографические материалы – это рукописи порнографического содержания, сценарии порнографических кино- и видеофильмов, сами фильмы, компьютерные программы, позволяющие распространять или рекламировать порнографические тексты или изображения, электронные носители информации порнографического характера и т.д. В силу своих особенностей, обусловленных видом искусства, музыкальные произведения, не сопровождающиеся текстами, не могут быть признаны порнографическими материалами.

Печатные издания, изображения или иные предметы порнографического характера – авторские или анонимные газеты, журналы, брошюры, буклеты, книги, статьи, рассказы, плакаты, открытки, фотографии, рисунки, картины, слайды и тому подобные носители информации, полностью или частично отражающие сцены порнографии. Термин “издания” означает, что тот или иной текст имеет определенный тираж. Изображения могут существовать и в единственном числе.

Кино- и видеофильмы порнографического содержания – фильмы (в том числе и мультипликационные), изображающие половые отношения между людьми в вульгарно-натуралистической, подробной анатомической форме. Они характеризуются недопустимой откровенностью в изображении генитального контакта с акцентированием именно этого аспекта половой связи. Порнофильмы могут отражать отвратительные извращения (скотоложство), быть циничными в неприличной фиксации половых сношений. К безусловно порнографическим относятся фильмы с изображением группового полового акта, сексуальных отношений с участием детей. Длительность фильма и его материальный носитель (пленка, видеокассета, компакт-диск и т.д.) значения для квалификации не имеет.

От порнографических материалов, изданий или изображений следует отличать эротические.

Эротическое искусство - отображение человека во всем богатстве его переживаний с учетом половозрастных индивидуальных особенностей людей. Эротическое искусство гуманистично и морально, синкретично, целостно, неутилитарно, самоценно, индивидуально, оно строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексуальность, утверждает истинно человеческое в отношениях полов.

К эротическим материалам, изданиям и изображениям относятся текстовые работы, рисунки, картины, фотографии, карикатуры, шаржи, фильмы, хотя и отражающие обнаженную натуру или некоторые аспекты взаимоотношений полов в качестве основного или дополнительного содержания, но не имеющие признаков порнографии.

От предметов порнографического характера следует отличать предметы эротического (сексуального) характера. К ним относятся, напр., эротические стимуляторы, имитаторы половых органов, медицинские препараты, вызывающие или стимулирующие половое влечение. Эти предметы предназначены для индивидуального использования, либо для добровольного применения половыми партнерами либо в образовательных или в медицинских целях. Действия с материалами и иными предметами эротического характера уголовную ответственность не влекут.

 

УНиПТЛ и УОПП УВД Минского облисполкома

свернуть

служба экстренной психологической помощи

05.09.2017

Памятка для родителей

Памятка родителям по профилактике суицида

 

Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

 

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

û     утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

û     пренебрежение собственным видом, неряшливость;

û     появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

û     резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

û     внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

û     плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

û     склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

û     проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

û     безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

û     стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

û     самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

û     шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

свернуть

Безопасный интернет

«Безопасный» интернет: как уберечь детей от его ловушек

 

  1. Интернет, его угрозы и правила безопасности
  2. Группы смерти в интернете
  3. Мотивы включения детей в игры смерти
  4. Профилактика интернет-рисков

 

  1. Интернет, его угрозы и правила безопасности

Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети?  Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий. И в первую очередь это связано с использованием глобальной сети.

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания, самоутверждения) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста - в самостоятельности и автономии.

Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? На основе анкетирования нескольких тысяч учащихся исследователями выделены 7 типов подростков - пользователей интернета: "любознательные", "бунтари", "игроки", "тусовщики", "потребители", "ботаники", "деловые". Первые четыре типа - самые распространенные среди учащихся.

Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и  минусами. Существование кибер-опасностей так же  неоспоримо,  как польза и удовольствие от  использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.

Основные опасности сети Интернет: порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).

Существуют правила безопасности в Интернете, которые нужно знать и выполнять (Приложение 1).

 

  1. Группы смерти в интернете

За последнее время в соцсетях («ВКонтакте») усилилась активность групп, где  вовлекают в игру вокруг самоубийства. Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги - «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает подростку инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами - высокоразвитыми животными, которые  якобы осознанно  совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, и поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен - повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):

Синей дом, что стоит на волнах

Синей кит, что плывет в облаках

Забирай меня кит к себе

Я жду инструкций. Я в игре

#синий_кит

Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги  для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь.  Дальше - игра со смертельным исходом. Дети в социальных сетях пробуют запросить себе куратора через специальные сообщения. И куратор начинает опрашивать их на предмет серьезности принятого решения. Начинается игра. В 4.20 каждое утро ребенок просыпается за очередным заданием для его выполнения по нарастающей. Где-то посередине детям начинают давать интимные задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа, - ведь к этому времени кураторы знают, где она живет и как ее найти. Об этом сообщают ребенку и этим его шантажируют – если ты не дойдешь до конца игры пострадает твоя семья, мы знаем, где ты живешь.

Примерный список заданий на каждый день

С 1 по 29 день. На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Нарисовать кита на листочке. Если ты готов стать китом - пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Задание с шифром, как квест. Выцарапать f40. Написать в статусе #я кит. Должен перебороть свой страх. Встать в 4.20 и пойти на крышу. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. Целый день смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать губу. Тыкать руку иголкой. Сделать себе больно. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. Залезть на мост. Залезть на кран. Проверка на доверие. Надо по скайпу поговорить с китом. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Снова задания с шифром. Секретное задание. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.

Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников - кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до 6.00 выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё  готов, кураторы дают жесткие задания - например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.

Психологический механизм воздействия данных заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его куратору. Задание на просыпание в 4.20 - это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне, может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита.

Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита - это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.

Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» -  это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.

Задание «весь день смотреть страшные видео» - направленона снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.

Задание «слушать присылаемую куратором музыку» - это «медитативная»  музыка,  тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит  отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж - это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог - дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу  раз и дублируются. Повторение и повторение - вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.

Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер. В сутки в соцсети «ВКонтакте» появляется от 1 тыс. до 3 тыс. стихотворных постов, и 90% из них опубликованы роботами. Чтобы тема детских смертей  оставалась в информационном пространстве, заказчику требуется немало денег (цена интернет-бота для постинга стихов или ответа на комментарии к ним, цена аккаунтов, покупка компьютера или смартфона, SIM-карт, оборудования интернет-соединения, услуг и техники для скрытия своих следов, оплата работы кураторов).

Всё происходящее - часть большой гибридной информационно-психологической войны. Это проплаченная акция, целью которой является отработка информационных атак на конкретную группу пользователей, в данном случае - на подростков, целью которой является рост подростковой смертности в русскоговорящих странах.

 

  1. Мотивы включения детей в игры смерти

Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.

Нужно отметить, что в период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.

У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Например, проявляются высыпания на лице, чрезмерная полнота или худоба, ребёнок просто не знает, как владеть собой и своим телом. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость и появляются проблемы с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета.

К попытке суицида могут привести проблемы с учебой; проблемы в отношениях с одногруппниками.

Причиной вовлечения в группы смерти может быть и  социальное расслоение - существует очень много вещей, которые хочется иметь подростку и которые есть одногруппников. Это очень обидно и вызывает у подростка лишь чувство ненависти.

Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.

Ощущения ненужности и одиночества при отсутствии должного психологического контакта между родителями и детьми, невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями. Из-за нехватки любви в семье дети начинают искать заряд эмоций в группах смерти в социальных сетях. Попадая туда, юные интернет-пользователи видят только положительную сторону – он в команде, он кому-то нужен (даже в 4.20 утра), он выполняет различные задания. Подобные игры похожи на квесты (поэтапные действия по заданным инструкциям с поиском подсказок), которые очень популярны среди молодежи. Они дают подросткам эмоции, неважно -  положительные или отрицательные, они заряжают ребенка.

Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть с виду нормальными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку, невнимательными к его состоянию, авторитарными, вечно занятыми своими делами и откупающимися от детей подарками. А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания, любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод - я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен - значит плохой. Что-то в нем не так.  И ищет понимания на стороне.  Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна - это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.

Ребенок, вступающий в такие игры, не понимает, что это путь в один конец, что возврата не будет, потому что он -  ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.

Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя - это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни. Все это способна дать семья – все в руках мам и пап, бабушек и дедушек. Надо ценить времяпрепровождение с теми, кого любим. Родители зачастую работают допоздна или вообще на двух работах, а когда приходят домой - у них не хватает ни сил, ни времени, чтобы заниматься ребенком, нормально с ним пообщаться. Дети, и подростки в особенности, переживают это очень тяжело. Важно признание значимых сверстников, самореализация в деятельности, хобби, привязанности (спорт, животные…).

 

  1. Профилактика интернет-рисков

Судя по масштабам происходящего, бороться с создателями подростковых суицидальных групп  надо на государственном уровне.  Сегодня в России созданы войска информационных операций, о чем в конце февраля заявил министр обороны С. Шойгу. В ряде стран структуры, подобные войскам информационных операций, уже существуют. Эти структуры работают,  в том числе,  и с популярными интернет-ресурсами, и социальными сетями. Компетентные органы нашей страны также участвуют в решении данной проблемы. По мнению специалистов, эта работа находится в компетенции МВД, в Уголовном кодексе есть статья  «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье и в России и в нашей стране. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. Более 10 тыс.  сообществ и сайтов, распространявших информацию о самоубийствах, заблокировано в сети с 2012 года.

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов  теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять  склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.

Создаются и действуют разного рода общественные организации: сообщества родителей, "Лига безопасного Интернета", «Антикит», «Крибрум»,  волонтерские группы, которые выявляют и блокируют соответствующие группы в интернете и проводят собственные акции «Я выбираю жизнь!».

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Более важным в решении данной проблемы, по мнению специалистов, является система ценностей личности, вера, убеждения человека, которые необходимо целенаправленно формировать. Если нет традиционных ценностей, будут формироваться суррогатные. Например, при покорении Америки индейцам давали стеклянные бусы в обмен на золото. Они не понимали ценностей, и их обманывали. То же происходит с детьми, которым внушают  деструктивные суррогаты. Духовно-нравственное воспитание личности подростков, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем  ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени. Мозг ребенка умеет только учиться, и задача родителей -  учить.

Родителям необходимо самостоятельно проводить профилактическую работу со своими детьми. Родители должны смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте. Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных - это уже повод задуматься и начать действовать. Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах, освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути).

Корректно проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в интернете. При этом специалисты отмечают, что тотальный контроль - это не выход из ситуации. Если мама или папа начинают читать личные переписки ребенка в социальных сетях, то может пойти обратная реакция. Подросток перестает доверять, меняет пароли и еще больше отдаляется от семьи.

Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее.

Если заметили, что-то из перечисленного - надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные  организации  и к психологам, спокойно поговорить с ребенком, сказать, что вы его любите и поддержите в любой ситуации; необходимо попытаться выяснить, почему его поведение изменилось, помня при этом, что его могут шантажировать причинением вреда родителям, если он сознается.

Самый лучший способ - это установить доверительные отношения с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи. Ребенку нужно уделять  внимание - это может быть два раза в неделю по полчаса, но это время должно принадлежать только ему. Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время. И самое главное – чтобы их Любили!

Ни один родитель не хочет сделать плохо своему ребенку. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!

 

Материалы подготовлены

на основе публикаций в периодической печати

(газеты «Известия», «Советская Белоруссия»)

свернуть

Жизнь без конфликтов

10.6.2016
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

11.6.2016
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

12.6.2016
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть