Ресурсный центр по профориентации

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

  С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси»

свернуть

График работы ресурсного центра

 

Мероприятия

Сроки проведения

1. Информационные, справочные консультации для учащихся

1 и 4-я пятница месяца

2. Профконсультация с участием психолога

3-й четверг месяца

3. Консультации учителей предметников

1 и 3-я среда месяца

4. Консультации для родителей

2 и 4-я суббота месяца

5. Библиотечный день. Выставки литературы в помощь выбирающему профессию

2-я пятница месяца

8. Час профориентационных игр

1-3 суббота

 

Консультация педагога-психолога проходит в два этапа:

1 – диагностический

2 – консультация по результатам диагностики

свернуть

Анализ работы ресурсного центра «В будущее – с уверенностью» за 2021/2022 учебный год

Организация профориентационной  работы в рамках деятельности ресурсного центра «В будущее – с уверенностью» является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и предусматривает обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.

Ресурсный центр работал в соответствии планом работы на 2020/2021 учебный год, утвержденным начальником управления по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома и согласованным с районным учебно-методическим кабинетом.

Целью работы являлось создание системы действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.

При организации профориентационной работы соблюдались следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.

 2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью.

Центр являлся базовой площадкой для проведения инструктивно-методических совещаний, консультаций, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов и других проводимых мероприятий профориентационной направленности.

Мы располагаем:

- базой данных по учреждениям профессионального образования всех уровней и профилей;

- банком компьютерных психологических методик для определения профпригодности человека;

- методической литературой по профориентации и профессиональной подготовке;

- банком профессиограмм.

Деятельность ресурсного центра заключалась в организации следующих видов профориентационной деятельности:

профессионального просвещения (информирования),

профессионального воспитания,

профессионального диагностирования,

профессионального консультирования.

Работа  строилась через сотрудничество с учреждениями образования, предприятиями и организациями района, управлением по труду, занятости и социальной защите населения, через взаимодействие со средствами массовой информации.

В текущем учебном году в рамках деятельности ресурсного центра продолжалось сотрудничество с Узденским государственным сельскохозяйственным профессиональным лицеем.

Третий год работали межшкольные факультативные занятия по освоению учащимися профессий повара, парикмахера, мастера по маникюру, тракториста категории А, электрогазосварщика.

В 2021/2022 на базе Узденской средней школы №1 агрокласс с изучением факультативных занятий «Введение в сельскохозяйственные профессии» показал высокую эффективность выбранного направления. В рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проходила профессиональная подготовка на базе Узденского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея по профессиям «швея-мотористка», «мастер-наладчик».

В учреждении образования «Узденская средняя школа №1 имени А.С. Пушкина» успешно функционирует хобби-центр «Школа свободного времени», который является одним из многочисленных звеньев в профориентационной работе школы, так как среди приоритетных задач центра выделяется мотивированный выбор учащимися профессии.

Одной из форм профессионального воспитания учащихся является реализация проектной деятельности. С 2020 года в ГУО «Узденская средняя школа № 1 имени А.С. Пушкина» реализуется инновационный проект "Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений".

В 2021/2022 учебном году творческая группа педагогов школы представила результаты этой работы на педагогическом совете. В рамках проекта были организована акция «Чистый лес», где учащиеся 9 классов познакомились с профессиями лесного хозяйства, участвовали в посадке леса на территории 1,2 га.

Взаимодействие с предприятиями и организациями района по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсиях, присутствии на рабочем месте, наблюдении.

В этом учебном году были организованы экскурсии на ООО «Марк Формэль», Узденский ГСПЛ, Узденский РГС.

29-30 марта 2022 года заместитель директора по учебной работе Узденской СШ №1 Н.Л. Корбут с темой «Проектная деятельность школы как способ развития волонтерского движения» приняла участие в работе научно-практической конференции с международным участием «Организация проектной  и исследовательской деятельности учащихся».

В течение года членами Совета по профориентации оказывалась методическая помощь по вопросам профориентационной деятельности.

На базе ресурсного центра регулярно проводились индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей, педагогов по вопросам профессиональной ориентации обучающихся. За консультативной помощью обращались родители и учащиеся не только нашей школы, но и родители и учащиеся учреждений образования района.

Подводя итоги работы в 2020/2021 учебном году, можно  отметить, что поставленные цель и задачи были решены.

В 2021/2022 учебном году необходимо продолжить работу по основным направлениям профориентационной деятельности ресурсного центра, активизировать работу с учреждениями образования района, родителями выпускников, продолжить работу по повышению престижа рабочих специальностей с учетом запросов региона.

 

Руководитель ресурсного центра                                 Маерович А.В.                                          



свернуть

План работы ресурсного центра 2022/2023 учебный год

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Ответственный

 УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.1

 

Педагоги

Сентябрь

 

1.2

Реставрация наглядных пособий и изготовление новых, обновление тематических выставок

Педагоги

Август, в течение года

Корбут Н.Л.

Маерович А.В.

1.3

Текущий ремонт мебели, озеленение кабинета

Педагоги

В течение года

Маерович А.В.

1.4

Пополнение медиатеки ресурсного центра, создание анкеты по определению профессионального выбора учащихся посредством Google-сервисов

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

Маерович А.В.

1.5

Обновление материалов для проведения профориентационной работы с учащимися (приобретение проф. игр).

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

 

 

2.1

Обновление кабинета (стенды, наглядные пособия, папки, методические пособия, нормативная документация и др.)

Педагоги

 В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.2

Пополнение учебно-методического материала кабинета профориентации

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.3

Проведение районных семинаров по профориентации

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.4

Выставка и обзор новинок литературы и интернет-ресурсов по профориентации

Педагоги

Учащиеся

В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.5

Пополнение медиатеки кабинета

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.6

Координирование профориентационной работы педколлектива

Педагоги

В течение года

Корбут Н.Л.

Семенова Н.М.

2.7

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников (% реализации профнамерений)

9-11 классы

Август

Чабан И.А.

Дейчик Л.М.

2.8

Организация встреч с психологом  «Моё профессиональное будущее»

9-е классы

 В течение года

Корбут Н.Л.

Маерович А.В.

2.9

Оформление коллажей

«Профессия моей мечты»

7-9-е классы

 Ноябрь

Корбут Н.Л.

Классные руководители

2.10

Участие в областных  вебинарах

 по профориентации

Педагоги

 В течение года

Корбут Н.Л.

 

2.11

Обновление рубрики на сайте школы «Профориентация»

 

В течение года

Корбут Н.Л.

Семенова Н.М.

2.12

Работа ресурсного центра в шестой школьный день

8-11 классы

В течение года

Корбут Н.Л.

Классные руководители

РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

3.1

Ознакомление классных руководителей с рекомендаци-ями по планированию проф-ориентационной работы  с учащимися различных возрастных групп

Педагоги

Сентябрь, октябрь

Корбут Н.Л.

Семенова Н.М.

3.2

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации

5-11 классы

В течение года

Корбут Н.Л.

Семенова Н.М.

3.3

Организация профконсультаций для педагогов по изучению личности учащегося: «Изучение склонностей и интересов учащихся», «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»

 

В течение года

Корбут Н.Л.

 

3.4

Совещание классных руководителей: «Организация занятости учащихся в летний период»

1-11 классы

Май

Корбут Н.Л.

Семенова Н.М.

3.5

Проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и профессиям, связанным с предметом

1-11 классы

В течение учебного года по запросам учащихся

Корбут Н.Л.

Руководители объединений

  РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

4.1

Проведение декады  «Калейдоскоп профессий Узденской земли»

Организация встреч с педагогами Узденского ГСХЛ

Участие в пилотном проекте «Учащийся на день»

5-9-е классы

 

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Корбут Н.Л.

4.2

Организация встреч с психологом «Профессия моей мечты»

8-9-е классы

В течение

учебного года

Корбут Н.Л.

4.3

Посещение объединений

по интересам

5-8 классы

В течение

учебного года

Руководители объединений

4.4

Проведение экскурсий

на предприятия района

1-11 классы

В течение

учебного года

Классные руководители

4.5

Участие в «Днях открытых дверей» в учреждениях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования

9-11 классы

В течение

учебного года

 

Классные руководители

4.6

Конкурс    фотографий

 «Мир профессий в кадре»

5-9 классы

Декабрь

Классные руководители

4.7

Конкурс творческих работ «Моя будущая профессия»

5-9 классы

Февраль

Корбут Н.Л.

Маерович А.В.

4.8

Организация круглого стола с представителями Управления по труду, занятости и   социальной защите

9-11

классы

 Март

Корбут Н.Л.

 

4.9

Час общения с медработником «Учёт состояния здоровья при выборе профессии»

9-11 классы

Декабрь

Корбут Н.Л.

 

4.10

Организация  встреч с выпускниками школы – студентами вузов

8-10 классы

В течение учебного года

Корбут Н.Л.

4.11

Встречи учащихся с представителями предприятий города и района

8-11 классы

В течение учебного года

Корбут Н.Л.

 

4.12

Организация проведения предметных недель

5-11 классы

В течение учебного года

Учителя-предметники

4.13

Проведение классных часов и информационных часов:

«Мир профессий», «Трудности в выборе профессии», «Выбор про-фессии – выбор будущего»

5-11 классы

В течение

учебного года

Классные руководители

4.14

Индивидуальные консультации на темы: «Школьный предмет – основа моей будущей профессии», «Типичные ошибки при выборе  профессии», «Будущее начинается уже  сегодня»

5-11

классы

В течение

учебного года

Классные руководители Корбут Н.Л.

 

4.15

 Организация и проведение с обучающимися сменных выставок:

 «В мире профессий»,

 «Транспорт»,

 «Военные профессии»,

«Информационные технологии»,

 «Сельское хозяйство»,

 «Новые профессии в агропромышленных комплексах»,

 «Дорога в завтра»,

 «Куда можно пойти учиться».

7-9-е классы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Корбут Н.Л.

Колос О.В.

 

 

4.16

Организация  серий интеллектуальных игр:

1. Поле чудес «Самые старые профессии»

2.Вопрос на засыпку «Знакомьтесь! Профессия – агроном»

3. Что? Где? Когда? «Угадай профессию»

4. Поле чудес «Мужские и женские профессии».

6-9-е классы

 

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Корбут Н.Л.

Колос О.В.

4.17

Обеспечение участия обучающихся в работе трудовых бригад, на пришкольном участке, лагере труда и отдыха

5-11

классы

В течение года

Классные руководители Корбут Н.Л.

4.18

Организация и проведение викторин по профессиям

1-4 классы

В течение года

Воспитатели ГПД

4.19

Знакомство с профессиями на учебных занятиях. Расширение знаний обучающихся учителями – предметниками.

1-11 классы

Февраль-март

Учителя-предметники

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

5.1

Консультирование родителей по вопросам профессиональной ориентации учащихся

5-11 классы

По запросу

Классные руководители Корбут Н.Л.

5.2

Организация совместных экскурсий (родители, педагоги, учащиеся)

5-11 классы

В течение учебного года

Классные руководители Корбут Н.Л.

5.3

Организация встреч учащихся и родителей - представителей разных профессий. Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия

5-11 классы

В течение учебного года

Классные руководители Корбут Н.Л.

 

5.4

Представление вопросов, связанных с профориентационной деятельностью в учреждении,  на общешкольных и классных родительских собраниях. Проведение родительских собраний на темы: «Влияние семьи на профессиональное самоопре-деление обучающегося», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе»

 

 

 

9-11 классы

 

Январь

 

Март

Классные руководители Корбут Н.Л.

 

5.5

Информирование родителей о работе ресурсного центра профориентации

 

В течение учебного года

Корбут Н.Л.

5.6

Семинар для родителей:

«Планирование профессиональ-ного пути в современных условиях».

 

Март

Корбут Н.Л.

5.7

Анкетирование родителей «Кем быть ребенку?»

 

Март

Классные руководители

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

6.1

Консультации заместителям директоров по воспитательной работе по организации профориентационной работы с учащимися

 

 В течение учебного года

Корбут Н.Л.

6.2

Проведение районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе:

1.   «Профориентация в современном мире: подходы, методы, методики».

2. Мастер-класс «Профессиональный диалог: современные тенденции педагогического и психолого-социального сопровождения профориентации»

 

Декабрь

 

Март

Корбут Н.Л.

 

Корбут Н.Л.

 

6.4

Заседание творческой группы по   использованию эффективных форм и методов в условиях оздоровительного лагеря

 

Март

Корбут Н.Л.

6.5

Консультации к семинарам

 

 

По запросу

Корбут Н.Л.

6.6

Консультации для классных руководителей учреждений образования района

 

В течение учебного года

Корбут Н.Л.

свернуть

Полезные сайты для поступающих

«Куда поступать?»

http://kudapostupat.by/

 Абитуриент.by. Республиканский веб-сайт.

http://www.abiturient.by/

Журнал «Кем быть?»

http://kem.by/

 Республиканский институт контроля знаний

http://www.rikc.by/

свернуть