Тропинка к школе

Школа раннего развития «Тропинка к школе»

Об организации работы школы раннего развития «Тропинка к школе» в 2020/2021 учебном году
развернуть

  Школа раннего развития «Тропинка к школе», которая функционирует в нашем учреждении образования более двадцати лет (раньше она называлась «Материнская школа»), призвана содействовать успешной адаптации шестилеток к обучению на 1-ой ступени образования, сформировать положительное отношение к процессу обучения.

 Занятия в школе раннего развития «Тропинка к школе» проводятся в субботние дни   учителями начальных классов Рожковой Н.А., Дубовик А.В.,   учителем-дефектологом Бондаревой О.А.  

Используя задания познавательно-практической, художественно-образной, социально значимой направленности, педагоги пробуждают и развивают у детей интерес к разным видам деятельности, предоставляют возможность получать новые знания  в разных сферах окружающей действительности.  

Как поддержать в ребёнке его стремление стать школьником (Рекомендации для родителей)

  1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам тоже интересно.
  2. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
  3. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Ведь мир глазами другого — основа взаимопонимания. Это значит считаться с индивидуальностью  ребёнка и осознавать, что все люди – разные  и имеют  право быть такими.
  4. Чаще хвалите, восхищайтесь своим ребёнком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской, нежностью, а не откупайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
  5. Не стройте взаимоотношения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в  настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой  «если…, то …», например: «Если ты уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор». Это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать  позицию «ты - мне, я - тебе».
  6. Обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретился  в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  7. Составьте с первоклассниками распорядок дня, следите за его соблюдением.
  8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его школьных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  9. С поступлением в школу в жизни ребёнка появляется ещё один авторитетный человек – это учитель. Уважайте мнение первоклассника                 о своём педагоге.

Как помочь ребёнку подготовиться к школьному  обучению (Памятка для родителей)

Дети дошкольного возраста не готовы воспринимать строго регламентированные, монотонные занятия. Поэтому при проведении развивающих занятий лучше выбирать игровую форму, так как игра является  ведущей деятельностью для дошкольника.

Дети испытывают удовлетворение от выполнения интеллектуальных заданий, в основе которых лежит интерес – лучший вид мотивации, пробуждающий  в ребёнке  дух творчества.

При выполнении заданий создавайте ситуацию успеха. Очень важно, чтобы успех был достижим. Для этого используйте сначала простые упражнения, затем начинайте  их усложнять. Будьте терпеливы,не спешите. Не давайте  задания, превышающие  интеллектуальные возможности ребёнка.

Научите его всегда доводить начатое дело до конца, анализировать результаты своего труда, убирать за собой рабочее место. 

Находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за терпение, настойчивость, старание и т.д. Никогда не подчёркивайте  его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте  у него уверенность в своих силах.

Большое внимание уделяйте развитию мелкой моторики руки, используя занятия по рисованию, работу с пластилином, ножницами, штриховкой, в развивающих тетрадях.

Учите ориентироваться  на листе бумаги, в  тетради  в клеточку,  в пространстве.

Расширяйте кругозор и словарный запас через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание картинок.

 Развивайте умение общаться со сверстниками, учите  через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

Давайте ребёнку  посильную работу по дому, определите круг обязанностей, этим вы будете способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

 Позаботьтесь о том, чтобы до поступления в школу ребёнок умел застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, следить за своими вещами и внешним видом.

Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, предлагайте как можно чаще альтернативный  вариант. Научите ребёнка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, всегда искренне интересуйтесь его мнением.

 А самое главное, постарайтесь получать удовольствие от процесса общения с ребёнком, всегда помните, что вы являетесь главным авторитетом для вашего малыша.

 

свернуть

Сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие успешной адаптации к школьной жизни

01.04.2021
«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! – с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это особенно важно знать родителям и учителям.
развернуть

Характерным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия. Опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться, позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения       не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушения процессов роста и развития костной системы, нарушения осанки. Это необходимо учитывать при продолжительности статистической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) – рабочего места ученика. Стопа тоже состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия.

Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В состоянии  с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму, быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке.

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы характеризуются продолжающимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву  для возникновения инфекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети. При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок  и частом их повторении могут возникать различные патологические явления, как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца  или сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм. Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении.

Высшая нервная деятельность характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью.

Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время  занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий, они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны

Осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям. Выполнять основные правила этического поведения  и взаимодействия в игре и быту. Управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых. Проявлять интерес к новым знаниям.

Наглядно-образно и действенно-образно мыслить. Иметь в словарном запасе 3-5-7 слов. Правильно произносить все звуки. Различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира

Срисовать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры. Различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения. Заниматься однотипной деятельностью не более 10-12 минут. Переключаться на разные виды деятельности не более    3-х раз  в течение занятия.  Некоторое время сосредоточиться  на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо. Эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности. Быть очень чувствительным к стилю отношения взрослых (особенно учителя) к себе.

Вместе с тем, «могут» и «способны» - совсем не означает, что для всех детей это обязательная норма. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темы биологического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, состояние здоровья и т.п.) факторы. Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка.

 Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптационным  и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация  на 1-ом полугодии обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

  Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей – будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда), и  неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений. Особенное внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша.

Итак,  для того, чтобы малыш  благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить   за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение   в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать  правильный режим дня, близкий к режиму, который  будет принят  в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания  на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они – плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

свернуть

Роль родителей в жизни младшего школьника

02.04.2021
Все психические особенности ребенка, его умения, навыки, эмоциональные пристрастия формируются в процессе совместного времяпрепровождения ребенка и его родителей, в процессе активного усвоения маленьким человечком всех богатств, достигнутых обществом в целом.
развернуть

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка — это его родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная из всех человеческих потребностей. С первого крика только сто появившегося на свет младенца начинается неповторимая жизнь нового человека. Разорвана физическая связь с материнским организмом, возникла  и с каждой минутой становится все более глубокой удивительная душевная связь между ребенком и матерью, связь, имя которой — любовь. День за днем ваш малыш становится все более самостоятельным, все более опосредована его зависимость от матери.

Сначала это постепенная близость с материнским телом, затем крепкие объятия ее рук, которые, подчинялись потребностям малыша, на время становятся и его руками.  

Психологическая связь с родителями очень важна для ребенка и на таком важном этапе, как начало школьного обучения. Несмотря   на то что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к не посредственному школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика   ко многим новым для него школьникам требованиям происходит постепенно, не всегда гладко и обязательно сопряжено с ломкой  сложившихся психологических стереотипов.

Прежде всего меняется режим дня. Теперь каждый день приходится вставать вовремя, по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться, поесть, одеться и не опоздать в  школу к началу уроков. Надо научиться считывать и рассчитывать время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки.         

Ребенок  обладает  главными  качествами, которые  отсутствуют  у  многих  взрослых:  это непосредственность  и  искренний интерес  к  окружающему  миру. Маленький  человек  еще  не подвластен  социальным  категориям, не понимает  таких  слов, как выгода, расчет, подлость. Психология  утверждает, что  именно  в  период   дошкольного детства закладывается личность человека, наиболее важная для всей его будущей жизни информация. Следовательно, родителям необходимо уделять больше внимания своему ребенку  в раннем детстве и дошкольном возрасте, потому что потом будет уже поздно.

Родителям необходимо постоянно изучать своего ребенка, наблюдать за ним в различных ситуациях: и тогда, когда он занят игрой, лепкой, конструированием, рисованием, и тогда, когда он сотрудничает с вами — слушает, как вы читаете ему книжку, смотрите вместе телевизор, и тогда, когда он общается с другими детьми. Эти наблюдения помогут вам лучше узнать малыша, те иные черты его характера. Вы должны не просто увидеть, что делает ваш ребенок, как он поступает, а постараться разобраться, почему он ведет себя именно так, а не иначе, чтобы в соответствии с этим корректировать его  дальнейшее воспитание и поведение.

Все мы сегодня являемся свидетелями поистине ошеломляющих успехов точных наук в постижении земных и космических тайн, мыс восхищением следим за развитием человеческого общества, за развитием техники, искусства, науки. Мы поражаемся тому,    как человек смог подчинить себе природу, космос, диких животных, и практически не задумываемся, что все это дела рук человека. Мы воспитываем своих детей, не задумываясь, что, может быть, мы воспитываем будущего ученого или деятеля искусств, и уж тем более      не придаем значения того глобального значения школы в жизни человечества.

Школа — это первая ступень  той  лестницы, по которой ребенок входит в общество, выходит в большую жизнь. Родители, полагающие, что воспитанием ребенка можно вплотную заняться лишь тогда, когда он научится понимать речь, а вместе с речью — их мудрые наставления на тему о том, как следует вести себя, а как не следует, подкрепленные ссылками на личный опыт, совершают ошибку, может быть, самую крупную в своей жизни.

В этой связи нелишним будет  напомнить пример, который, безусловно, у каждого в памяти, но который мы предпочитаем приводить скорее как забавный казус, чем правило, которому мы должны следовать. Когда некая мать пришла к мудрецу и спросила, должна ли она начать воспитывать своего ребенка или ей следует повременить, чтобы не слишком обременять любимое чадо, мудрец поинтересовался возрастом ребенка. Узнав же, что ребенку исполнилось пять лет, мудрец воскликнул: «Поспеши домой! Ты и без того потеряла пять драгоценных лет». К сожалению, подобного рода заблуждения довольно типичны: избаловав ребенка, родители, схватившись за голову, пытаются наверстать упущенное время, что не так уж просто,  как кажется.

свернуть