Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
Узденская средняя школа №1 имени А.С.Пушкина
/files/00677/img/значок.jpg https://webmaster.yandex.ru/downloads/verification/3b6112a4bb53c1b7/
Verification: 3b6112a4bb53c1b73 января 2011 г. № 243-З
Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года
Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 ноября 2021 г. № 672
О Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года (далее – Стратегия) (прилагается).
2. Координацию деятельности по реализации Стратегии возложить на Государственный комитет по науке и технологиям (далее – ГКНТ).
3. Исполнителям мероприятий Стратегии ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным, представлять в ГКНТ информацию о ходе и результатах их выполнения.
4. ГКНТ ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе реализации Стратегии.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь Н.Снопков
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.11.2021 № 672
СТРАТЕГИЯ Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегией определяются основные направления совершенствования национальной системы интеллектуальной собственности, цели и задачи государственной политики в данной сфере, предусматривающие преобразование интеллектуальной собственности в действенный инструмент инновационного и социально-культурного развития Республики Беларусь.
Разработка Стратегии является продолжением работы по построению и развитию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004–2006 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2004 г. № 843, Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555, другими программными документами, в том числе стратегией Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205, а также решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.
Стратегия разработана с учетом приоритетных направлений социально- экономического развития Республики Беларусь, положений основных программных и стратегических документов в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, передового международного опыта в области охраны, защиты и управления
интеллектуальной собственностью, а также тенденций развития глобальных и региональных систем интеллектуальной собственности.
В Стратегии используются термины в значениях, установленных в законодательных актах в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также следующие термины и их определения:
защита прав на объекты интеллектуальной собственности – совокупность мер, направленных на пресечение нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, а также восстановление нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности;
интеллектуальная собственность – совокупность личных неимущественных и имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг);
коммерциализация объектов интеллектуальной собственности – введение в гражданский оборот и (или) использование для собственных нужд объектов интеллектуальной собственности или товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением данных объектов, в целях получения экономического и (или) социального эффектов;
национальная система интеллектуальной собственности – совокупность норм законодательства и элементов институциональной системы (организационные структуры и специальные институты различного уровня), обеспечивающих возникновение (приобретение), осуществление и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
объекты авторского и смежных прав – произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания и другие объекты в случаях, предусмотренных законодательными актами;
объекты интеллектуальной собственности – результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг) (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания), а также другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных законодательными актами;
объекты права промышленной собственности – изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, а также другие объекты в случаях, предусмотренных законодательными актами;
охрана объектов интеллектуальной собственности – совокупность мер, направленных на создание условий для возникновения (приобретения), осуществления прав на объекты интеллектуальной собственности и их защиты;
управление интеллектуальной собственностью – деятельность на различных уровнях (общегосударственный, отраслевой, корпоративный), направленная на обеспечение процесса создания, получения правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, а также на защиту прав на них.
ГЛАВА 2
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Интеллектуальная собственность является важнейшей составляющей «экономики знаний» и играет значимую роль в развитии человеческого капитала, ускорении роста и повышении глобальной конкурентоспособности национальных экономик, создании
высокотехнологичных производств, развитии инвестиционной и экспортной деятельности.
На современном этапе основными мировыми тенденциями, влияющими на развитие системы интеллектуальной собственности, являются:
расширение применения инструментов интеллектуальной собственности для стимулирования инноваций, социально-экономического и культурного развития, реализации глобальной политики в развитии и распространении высоких технологий, развитии международной торговли;
повышение роли международного регулирования в процессе гармонизации региональных и национальных законодательств в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
растущий глобальный спрос на правовую охрану и защиту интеллектуальной собственности, механизмы трансфера технологий;
наращивание при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) потенциала развивающихся и наименее развитых стран посредством реализации национальных стратегий в области интеллектуальной собственности;
увеличение доли интеллектуальной собственности как нематериального актива в общей стоимости активов организаций;
активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в отрасли экономики и сферы жизнедеятельности общества, в том числе в системы охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью;
повышение правовой грамотности, распространение новых знаний и информации в сфере интеллектуальной собственности.
Кроме того, ежегодно растет востребованность глобальных систем охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, расширяется география их действия. Так, количество подаваемых в ВОИС международных заявок на выдачу патентов на изобретения в соответствии с Договором о патентной кооперации от 19 июня 1970 года увеличилось с 163,6 тыс. в 2008 году до 275,9 тыс. в 2020 году. Количество заявок на регистрацию товарных знаков по Мадридской системе увеличилось с 41,9 тыс. в 2008 году до 63,8 тыс. в 2020 году. При этом почти в 2 раза выросла доля заявок из стран азиатского региона (Китай, Япония, Южная Корея и другие) и составила в общем количестве заявок 52,5 процента – по изобретениям, 24 процента – по товарным знакам (доля заявок из стран европейского региона снизилась в 1,4 раза).
Наиболее часто применяемыми механизмами управления интеллектуальной собственностью становятся франчайзинг и лицензирование, что открывает дополнительные возможности для создания новых производств, привлечения инвестиций и передовых технологий, способствует интеграции в мировую экономику и повышению международной конкурентоспособности.
Приоритетными становятся вопросы охраны и защиты прав в цифровой среде. Так, 7 июня 2019 г. вступила в силу Директива об авторском праве на Едином цифровом рынке Европейского союза. В рамках Евразийского экономического союза (далее, если не указано иное, – ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (далее, если не указано иное, – СНГ) вырабатываются согласованные подходы к борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет).
ГЛАВА 3
СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В Республике Беларусь создана современная, соответствующая международным стандартам система интеллектуальной собственности, включающая правовые, организационные структуры и институты, механизмы охраны, использования объектов
интеллектуальной собственности и защиты прав на них, интегрированные во все сферы деятельности.
В рамках стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы ГКНТ, Национальным центром интеллектуальной собственности (далее – НЦИС) и другими заинтересованными реализованы мероприятия по совершенствованию национальной инновационной системы, формированию условий и стимулов для создания и использования объектов интеллектуальной собственности, развитию международного сотрудничества в данной области.
Республика Беларусь является участницей 19 из 26 международных договоров, функционирующих под эгидой ВОИС, в том числе основных договоров в области промышленной собственности (Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года), авторского права и смежных прав (Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года), а также пяти из шести договоров, позволяющих осуществлять регистрацию и охрану изобретений, товарных знаков и знаков обслуживания, промышленных образцов посредством глобальных систем ВОИС. Так, в 2012–2020 годах белорусскими и иностранными заявителями для получения правовой охраны на территории Республики Беларусь подано 704 международные заявки на патенты в соответствии с Договором о патентной кооперации от 19 июня 1970 года и 49 920 заявок на товарные знаки по Мадридской системе.
Созданы организационно-правовые условия для обеспечения охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС и СНГ.
Для расширения направлений сотрудничества подписано Соглашение о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ от 1 июня 2018 года.
Республика Беларусь наряду с такими странами СНГ, как Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Туркменистан, является участником Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года. Ежегодно отечественными заявителями подается около 100 заявок на выдачу евразийских патентов на изобретения. На территории республики поддерживается в силе более 6,5 тыс. евразийских патентов на изобретения. В целях расширения евразийской патентной системы на дипломатической конференции в г. Нур-Султане 9 сентября 2019 г. подписан Протокол об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года, предусматривающий возможность получения правовой охраны промышленным образцам на основе единого евразийского патента, к которому Республика Беларусь планирует присоединиться.
Основные положения, регулирующие отношения в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В целях расширения сотрудничества в данной области приняты Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 года, Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе от 11 декабря 2017 года. Заключен Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года, предусматривающий создание региональной системы охраны указанных объектов в целях стимулирования развития рынка товаров и услуг ЕАЭС, расширения торгово- экономического сотрудничества с другими странами.
Активно развивается сотрудничество с Международной ассоциацией «Евразийская конфедерация обществ правообладателей», деятельность которой направлена на формирование и развитие института коллективного управления на территории государств – членов ЕАЭС, СНГ и иных государств с учетом современных мировых тенденций, связанных с развитием цифровых технологий и появлением новых способов передачи информации.
Приняты меры по оптимизации функционирования национальной системы интеллектуальной собственности. Сокращены сроки предоставления НЦИС правовой охраны объектам права промышленной собственности: средний срок рассмотрения заявок на изобретения сократился с 22 до 12 месяцев, заявок на товарные знаки – с 31 до 11 месяцев.
В целях стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности:
отменена уплата патентных пошлин за поддержание в силе в течение первых пяти лет действия патентов на изобретения, являющиеся результатом научной и научно- технической деятельности и созданные за счет бюджетных средств;
установлен пониженный размер патентных пошлин (25 процентов) для отдельных категорий лиц, в том числе организаций, аккредитованных в качестве научных;
освобождены от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории республики имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);
под эгидой ВОИС в республике создано 14 центров поддержки технологий и инноваций (далее – ЦПТИ), в том числе в НЦИС, Белорусском государственном университете, государственном учреждении «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
При аккредитации научной организации как один из критериев ее оценки учитывается показатель о наличии в ней структурного подразделения или уполномоченных работников по охране и управлению интеллектуальной собственностью. На системной основе организованы подготовка кадров и информационно- методическое сопровождение в сфере интеллектуальной собственности:
c 2012 года НЦИС реализовано 59 программ дополнительного образования взрослых (прошли обучение более 1570 специалистов). В целях повышения доступности образовательных услуг обеспечено проведение обучающих курсов в онлайн-режиме;
ежегодно НЦИС оказывается более 4,5 тыс. бесплатных консультаций физическим и юридическим лицам. По мере развития сети ЦПТИ объем оказываемых населению услуг в сфере интеллектуальной собственности будет увеличиваться;
в учреждениях высшего образования в учебные планы подготовки специалистов различных специальностей введена дисциплина «Основы управления интеллектуальной собственностью».
В целях повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью ГКНТ во взаимодействии с ВОИС разработана и утверждена в 2020 году политика в области интеллектуальной собственности для учреждений образования и научных организаций республики (рекомендательный документ для принятия собственных политик таких организаций).
Созданы условия для развития рынка интеллектуальной собственности.
На 31 декабря 2020 г. в Республике Беларусь действовало 142 060 охранных документов, в том числе 8305 патентов на изобретения (из них 1752 национальных и 6553 евразийских), 1129 – на полезные модели, 1494 – на промышленные образцы, 247 – на сорта растений, 219 свидетельств на топологии интегральных микросхем, 130 627 – на товарные знаки и знаки обслуживания (из них 43 410 национальных регистраций и 87 217 международных регистраций), 39 – на географические указания.
Ежегодно регистрируется более 300 лицензионных договоров о предоставлении права использования объектов права промышленной собственности и более 200 договоров уступки исключительного права на такие объекты. С развитием института франчайзинга в Беларуси появились крупные франчайзинговые сети зарубежных компаний («McDonald’s», «KFC», «ZARA» и другие), а также белорусских производителей (СОАО «Коммунарка», ОАО «Красный пищевик» и другие).
В целях содействия коммерциализации результатов научных разработок на официальном сайте НЦИС в сети Интернет создан информационный ресурс «Биржа
интеллектуальной собственности». На конец 2020 года на данном ресурсе размещено более 670 коммерческих предложений правообладателей объектов права промышленной собственности для возможного заключения договоров уступки, лицензионных и других договоров.
На рынке республики появились цифровые платформы и онлайн-сервисы («Fonmix»,«Яндекс музыка», «ZALA», «VOKA» и другие), обеспечивающие правомерный доступ к музыкальным произведениям.
Расширены направления деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами (в том числе в новых сферах – IP-телевидение, сеть Интернет, ОТТ-сервисы). НЦИС заключено более 5,4 тыс. договоров об управлении имущественными правами с белорусскими и зарубежными авторами и иными правообладателями, 68 договоров о взаимном представительстве интересов с организациями из 40 стран (более 1 млн. авторов и иных правообладателей), 1074 договора с пользователями произведений. С 2007 года сумма собираемого авторского вознаграждения увеличилась в 13 раз и составила в 2020 году 5,1 млн. рублей (около 30 процентов средств получено за использование произведений в новых сферах – IP-телевидение, сеть Интернет, ОТТ-сервисы).
В 2012–2020 годах объем экспорта услуг за пользование интеллектуальной собственностью (услуги за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности по лицензионному или авторскому договору, договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) увеличился в 5,5 раза и составил в 2020 году 125 млн. долларов США. Благодаря росту экспорта данных услуг, отрицательное сальдо уменьшилось с 85,9 млн. долларов США в 2012 году до 75,9 млн. долларов США в 2020 году.
В целях повышения уровня защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, правовой грамотности общества Верховным Судом Республики Беларусь на системной основе осуществляется обобщение и анализ судебной практики применения законодательства в данной сфере.
Принятые меры по совершенствованию национальной системы интеллектуальной собственности способствовали исключению Офисом Торгового представителя США в 2015 году Республики Беларусь из «контрольного списка» стран доклада о соблюдении и защите прав в зарубежных странах («Специальный отчет 301»), который используется зарубежными компаниями для оценки перспектив инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества.
Реализация стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы способствовала развитию научного и инновационного потенциала страны. В рейтинге Good Country Index-2020 Беларусь занимает 23-е место среди 149 стран мира по показателю «глобальный вклад в науку и технологии», в Глобальном инновационном индексе – 62-е место (всего 132 страны), в том числе по количеству заявок на выдачу патентов на изобретения – 33-е место, полезные модели – 16-е, промышленные образцы – 52-е, регистрацию товарных знаков – 79-е место.
Вместе с тем современные мировые тенденции в сфере интеллектуальной собственности требуют принятия мер по дальнейшему совершенствованию национальной системы интеллектуальной собственности, что будет осуществляться в рамках реализации Стратегии.
ГЛАВА 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Ключевым приоритетом Республики Беларусь является инновационный путь социально-экономического развития, включающий цифровую трансформацию экономики,
развитие высокотехнологичных производств и услуг, повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, наращивание экспортного потенциала.
В условиях роста глобальной конкуренции главной задачей является стимулирование национальных инноваций, творчества и передачи технологий. В связи с этим основными целями государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются:
в среднесрочной перспективе – наращивание потенциала интеллектуальной собственности как ключевого элемента национальной инновационной системы, повышение ее роли в развитии высокотехнологичных и наукоемких секторов национальной экономики, социально-культурной сферы, инвестиционной и экспортной деятельности;
в долгосрочной перспективе – комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение конкурентоспособности национальной экономики, основанной на знаниях и инновациях.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач: формирование эффективной системы охраны, управления и защиты прав на объекты
интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества, способствующей развитию инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг);
развитие институциональной системы в сфере интеллектуальной собственности, включая укрепление кадрового потенциала и технической базы НЦИС и повышение его роли в развитии инновационной деятельности;
формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности в Республике Беларусь, его интеграция в евразийский и мировой рынки интеллектуальной собственности;
повышение эффективности использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе путем их коммерциализации, усиление роли интеллектуальной собственности в научной, научно-технической и экономической деятельности, развитии человеческих ресурсов и экономики знаний;
развитие национального брендинга на основе использования инструментов интеллектуальной собственности для расширения инвестиционной и экспортной деятельности;
повышение уровня изобретательской и иной творческой активности ученых и иных авторов результатов интеллектуальной деятельности;
расширение возможностей учреждений высшего образования, научных, промышленных и иных организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, по использованию ресурсов и преимуществ интеллектуальной собственности;
расширение механизмов доступа к мировым достижениям науки, литературы и искусства, включая развитие сети ЦПТИ, внедрение цифровых платформ и автоматизированных систем управления интеллектуальной собственностью;
расширение практики коллективного управления имущественными правами в сфере авторского права и смежных прав;
повышение уровня правовой культуры и образованности в сфере интеллектуальной собственности, распространение новых знаний и информации о значимости данной сферы для социально-экономического развития республики.
Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности; развитие институциональной системы в сфере интеллектуальной собственности; совершенствование механизмов стимулирования создания, правовой охраны
и использования объектов интеллектуальной собственности;
развитие системы управления интеллектуальной собственностью;
совершенствование механизмов противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;
повышение уровня правовой культуры и образованности в сфере интеллектуальной собственности.
Реализация Стратегии позволит повысить эффективность системы управления интеллектуальной собственностью и преобразовать научно-исследовательский и творческий потенциал страны в один из ключевых ресурсов экономического роста.
ГЛАВА 5 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Законодательство в сфере интеллектуальной собственности является основой для реализации государственной политики в данной сфере, и от его эффективности зависит развитие национальной системы интеллектуальной собственности.
В Республике Беларусь сформирована система законодательства в сфере интеллектуальной собственности, базирующаяся на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, законах о правовой охране объектов интеллектуальной собственности, принципах и нормах международного права. Отдельные положения, касающиеся коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, оценки их стоимости, учета прав на них в качестве нематериальных активов, ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, закреплены в нормативных правовых актах смежных отраслей законодательства.
На системной основе проводится работа по совершенствованию национального законодательства с учетом актуальных и перспективных задач социально-экономического развития республики, международных стандартов в данной области.
Как показывает практика, на современном этапе законодательство республики позволяет отечественным и зарубежным субъектам обеспечивать надежную охрану и эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности, получать конкурентные преимущества и дополнительную прибыль, гарантирует защиту интересов деятелей науки, культуры и искусства, производителей и поставщиков продукции (товаров, услуг) на внутреннем и внешних рынках.
Вместе с тем общемировые процессы по активному внедрению новейших технологий во все сферы жизни общества и по масштабной цифровой трансформации отраслей экономики, а также развитие сотрудничества Республики Беларусь в рамках глобальных и региональных интеграционных объединений требуют дальнейшего совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
Нормотворческая деятельность в данной области в первую очередь будет направлена на:
расширение механизмов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;
усиление защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе размещаемые в сети Интернет, от незаконного использования, повышение эффективности мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушение таких прав;
стимулирование создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
создание условий для эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, развития договорных отношений по созданию и использованию данных объектов (в том числе института франчайзинга);
развитие сферы коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей;
развитие системы досудебного, судебного, а также внесудебного разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности;
развитие институтов патентных поверенных и оценщиков объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них;
упрощение механизма принудительного лицензирования;
актуализацию норм об оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, внесении неденежного вклада в виде имущественных прав на них в уставные фонды организаций, принятии имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов.
Особое внимание будет уделено решению вопросов законодательного регулирования использования и распространения объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет.
В условиях стремительного развития и масштабного внедрения в разные сферы деятельности технологий искусственного интеллекта одной из актуальных задач является определение правовой природы созданных им объектов интеллектуальной собственности, а также определение субъектов таких прав. С учетом определения правосубъектного статуса искусственного интеллекта потребуется уточнить ряд законодательно определенных понятий в сфере интеллектуальной собственности («автор», «правообладатель», «права на объекты интеллектуальной собственности» и других).
В целях создания дополнительных возможностей для охраны национальных объектов интеллектуальной собственности будет продолжена работа по развитию международного сотрудничества в данной сфере, в том числе по организации участия Республики Беларусь в международной системе регистрации промышленных образцов в рамках ВОИС, региональных системах регистрации промышленных образцов в рамках Евразийской патентной организации, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров в рамках ЕАЭС. Также будет рассмотрен вопрос о присоединении Республики Беларусь к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 года и другим международным договорам.
Присоединение к новым международным договорам требует совершенствования национального законодательства, в том числе его гармонизации с законодательством основных геополитических и экономических партнеров страны в рамках региональных объединений (союзов) государств.
Будут продолжены мониторинг изменений законодательства развитых стран в сфере интеллектуальной собственности, а также практика применения методик ВОИС в работе по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
В целях формирования эффективного законодательства в сфере интеллектуальной собственности, отвечающего современным и перспективным потребностям государства и общества, необходимо активное обобщение правоприменительной, в том числе судебной, практики в данной сфере, привлечение к процессу согласования проектов нормативных правовых актов широкого круга заинтересованных лиц (в том числе общественных объединений), проведение их общественных обсуждений.
При выработке предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности будут активно использоваться результаты научных исследований.
Посредством актуализации законодательства в сфере интеллектуальной собственности будет обеспечиваться системное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Такая работа уже начата в 2017 году и будет продолжена, в том числе в рамках корректировки раздела V «Интеллектуальная собственность» Гражданского кодекса Республики Беларусь, направленной на систематизацию и уточнение отдельных норм об основаниях возникновения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, сроке действия исключительного права и распоряжении им.
В целях развития системы интеллектуальной собственности как комплексного правового института будет проработан вопрос о кодификации законодательства в данной сфере.
Указанные меры будут способствовать повышению уровня, полноты и эффективности правового регулирования общественных отношений в данной области.
ГЛАВА 6
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В Республике Беларусь создана институциональная система, обеспечивающая возникновение (приобретение), осуществление и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности. В эту систему входят организационные структуры и специальные институты различного уровня.
ГКНТ и НЦИС являются организационными структурами, реализующими на республиканском уровне функции регулирования и управления в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
На уровне отраслей и организаций функции управления интеллектуальной собственностью возложены на соответствующие службы (структурные подразделения) организаций.
Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, правоохранительные органы, Республиканская научно-техническая библиотека, организации по коллективному управлению имущественными правами, патентные поверенные и оценщики объектов интеллектуальной собственности являются специальными институтами, обеспечивающими выполнение отдельных функций в сфере интеллектуальной собственности.
Развитие институциональной системы в сфере интеллектуальной собственности будет осуществляться посредством совершенствования деятельности существующих, а также создания новых структур и институтов.
ГКНТ будут реализованы комплексы мероприятий по реализации положений международных договоров, в том числе Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года, Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям от 27 июня 2013 года. Будет проведена оптимизация процедур государственной аккредитации организаций по коллективному управлению имущественными правами, а также аттестации претендентов на получение свидетельства об аттестации оценщика объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них.
Особое внимание будет уделено вопросам дальнейшего развития НЦИС, в том числе будут осуществлены мероприятия по масштабной цифровизации его деятельности, что позволит ускорить процедуры предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также повысить качество оказываемых им услуг (в том числе в образовательной деятельности). Планируется внедрить в НЦИС полноценный электронный документооборот и передовые информационно- коммуникационные технологии при проведении экспертизы заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности (в том числе с применением технологий искусственного интеллекта), продолжить интеграцию национальных и международных баз данных, создать и внедрить цифровые платформы, содействующие распоряжению и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Проведение цифровизации позволит повысить эффективность деятельности НЦИС и увечить объемы оказываемых им патентно-лицензионных и образовательных услуг.
НЦИС является единственным в республике патентным органом, который обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет
государственную регистрацию этих объектов и договоров в отношении прав на них. В целях повышения роли национальной системы интеллектуальной собственности в инновационном развитии республики и становления НЦИС в качестве одной из ключевых организаций, содействующих инновационной деятельности, будут расширены:
функции созданного НЦИС информационного ресурса «Биржа интеллектуальной собственности», в том числе увеличена номенклатура представленных на нем объектов интеллектуальной собственности, предоставлена возможность заключения сделок в электронном виде, а также их последующего сопровождения;
функции НЦИС по управлению интеллектуальной собственностью, включая организацию методического сопровождения взаимодействия разработчиков и производителей по вопросам интеллектуальной собственности;
сеть ЦПТИ в организациях, занимающихся на системной основе научно-технической и инновационной деятельностью (ведущие научные и промышленные организации, научно-технические центры холдингов, учреждения образования, научно-технологические парки (далее – технопарки);
региональное сотрудничество НЦИС с технопарками, научными и промышленными организациями, учреждениями образования в целях оказания содействия в проведении патентной аналитики при планировании и выполнении научных и инновационных проектов, обучении работников организаций по вопросам, связанным с созданием, охраной, защитой и управлением интеллектуальной собственностью;
информирование о механизмах использования инструментов интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, в том числе посредством организации семинаров, конференций, конкурсов и другого.
Планируется расширить спектр услуг, оказываемых НЦИС: создать систему депонирования материалов, содержащих информацию об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых для обеспечения правовой охраны отсутствует требование обязательной регистрации, а также оказывать услуги по патентной аналитике.
Будет совершенствоваться работа НЦИС как организации по коллективному управлению имущественными правами. Планируется внедрить информационно- технологические решения, обеспечивающие идентификацию и отслеживание использования объектов авторского права и смежных прав, обоснованное распределение собираемого в интересах правообладателей вознаграждения. Будут расширены сотрудничество с представителями правообладателей и пользователей произведений, а также деятельность по сбору вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав в новых сферах (IP-телевидение, сеть Интернет, ОТТ-сервисы и другое). Будут реализованы системные меры для обеспечения своевременного выполнения пользователями объектов авторского и смежных прав договорных обязательств по выплате авторского вознаграждения.
Будут приняты меры по повышению эффективности взаимодействия НЦИС с правоохранительными и судебными органами, научными, промышленными и другими организациями, в том числе автоматизированы процессы предоставления информации из государственных реестров объектов права промышленной собственности.
Также будет активизирована деятельность НЦИС по обучению в сфере интеллектуальной собственности, содействию развитию медиации как процедуры разрешения споров с участием посредника и иных альтернативных способов разрешения споров в данной сфере.
В целях стимулирования деятельности по охране и управлению интеллектуальной собственностью проведена работа по созданию в государственных научных организациях структурных подразделений по охране и управлению интеллектуальной собственностью (назначению уполномоченных работников). По итогам 2020 года работа в данной области организована в 186 государственных научных организациях, что составляет 77 процентов от общего количества аккредитованных научных организаций, а также в 20 научно-
технических центрах холдингов (21 процент от общего количества холдингов). Работа в данном направлении будет продолжена.
В целях предоставления широкому кругу заинтересованных актуальной информации о правоприменительной практике в данной области будет продолжена и расширена практика публикации решений, принятых судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также ответов на часто задаваемые вопросы, в том числе размещения соответствующей информации на официальном сайте Верховного Суда Республики Беларусь в сети Интернет.
Одним из наиболее актуальных вопросов является формирование и развитие инфраструктуры поддержки изобретательства и инженерно-технического творчества. Первоочередное внимание в данном направлении будет уделено повышению эффективности работы общественных объединений изобретателей и рационализаторов, созданию условий для развития изобретательства и инженерно-технического творчества, а также эффективной системы поддержки изобретателей и творческих работников (новаторов), в том числе среди юношества и молодежи.
Исходя из задач инновационного развития страны, будут реализованы мероприятия по созданию многофункциональных центров изобретательства. Планируется, что основная деятельность данных центров будет включать инжиниринговые услуги, проведение патентного поиска, выстраивание стратегии защиты прав, оформление заявок, создание опытных образцов, разработку бизнес-планов, поиск промышленных партнеров и инвесторов и другое.
Деятельность технопарков, в том числе Национального детского технопарка, бизнес- инкубаторов, научно-технологических центров, центров трансфера технологий, центров молодежного инновационного творчества и других организаций также будет направлена на содействие созданию, выявлению, обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, их учету и коммерциализации.
Будет продолжена работа по созданию необходимых условий для учреждения, развития и эффективного функционирования организаций по коллективному управлению имущественными правами, расширения практики управления такими правами на коллективной основе в определенных законодательством сферах коллективного управления.
В Республике Беларусь активно действует институт патентных поверенных (на конец 2020 года в НЦИС зарегистрировано 73 человека). В целях повышения качества оказываемых ими услуг НЦИС будет организована на системной основе работа по улучшению профессиональной подготовки кандидатов в патентные поверенные и повышению квалификации аттестованных патентных поверенных. При этом особое внимание будет уделено совершенствованию программ профессиональной подготовки кандидатов в патентные поверенные, в том числе организации для них стажировок в НЦИС.
Планируется возобновить практику НЦИС по ежегодному проведению круглых столов с патентными поверенными для обсуждения актуальных вопросов, связанных с их деятельностью. Также будут приняты меры по совершенствованию отдельных аспектов правового регулирования деятельности указанных лиц, в том числе разработаны правила (кодекс) профессиональной этики патентных поверенных. Будет проведена работа по повышению роли общественного объединения патентных поверенных, в том числе посредством участия его представителей в процедурах аттестации кандидатов в патентные поверенные и при рассмотрении жалоб на действия патентных поверенных.
ГКНТ совместно с Государственным комитетом по имуществу будет продолжена работа по развитию института оценщиков объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них в целях совершенствования практики и повышения эффективности использования объектов интеллектуальной собственности в экономической деятельности организаций республики (на конец 2020 года зарегистрировано 119 оценщиков). Особое внимание будет уделено развитию образовательных программ и повышению квалификации специалистов в данной сфере,
совершенствованию методик в области оценки и бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, внедрению международных стандартов.
Названные мероприятия будут способствовать повышению качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них, развитию данных институтов.
ГЛАВА 7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ, ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В Республике Беларусь создана система стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности, включающая выплату вознаграждения за создание и использование служебных объектов права промышленной собственности авторам (соавторам) и лицам, содействующим созданию и использованию таких объектов, предоставление налоговых льгот и другое.
В 2012–2020 годах приняты меры стимулирующего характера, в том числе связанные со снижением финансовых затрат заявителей и правообладателей, совершенствованием правового регулирования данных вопросов.
Деятельность по формированию благоприятных условий для создания, получения правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности будет продолжена. В том числе будут разработаны нормативные и локальные правовые акты, направленные на стимулирование творческой деятельности, создание условий для инновационного развития национальной экономики.
Особое внимание будет уделено стимулированию изобретательской активности, в первую очередь при создании технологий, относящихся к V и VI технологическим укладам. С учетом мировых тенденций будет разработан комплекс мер, направленных на стимулирование создания и эффективного применения «зеленых» технологий.
В связи с этим на системной основе будет осуществляться мониторинг налогового законодательства в целях оптимизации финансовой нагрузки, связанной с уплатой патентных пошлин, особенно при создании и использовании технологий, относящихся к V и VI технологическим укладам, а также «зеленых» технологий. Будут рассмотрены вопросы повышения минимальных ставок вознаграждения авторам указанных технологий, а также установления льгот по патентным пошлинам для отдельных категорий заявителей (обучающихся и студентов, малых и средних предприятий и других).
Патентная активность белорусских заявителей находится в прямой зависимости от заинтересованности руководителей организаций в создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности. В целях обеспечения принятия ими эффективных долгосрочных стратегических решений будет разработан комплекс мер, направленных на стимулирование таких руководителей на развитие системы управления интеллектуальной собственностью в организациях.
Законодательством предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности нанимателей в случае невыплаты ими вознаграждения за создание и использование служебных объектов права промышленной собственности. В целях повышения правовой защиты авторов – работников организаций будет проработан вопрос об установлении иных мер юридической ответственности в отношении нанимателей, допустивших такие нарушения.
В целях развития экспортного потенциала страны актуальным является вопрос о государственной поддержке патентования белорусских разработок в других странах, особенно дальнего зарубежья. В настоящее время не существует правовых преград для получения правовой охраны объектов права промышленной собственности за рубежом. Вместе с тем для обеспечения активного развития экспортной деятельности необходимо расширить практику получения такой правовой охраны. Создание механизма
государственной поддержки патентования за рубежом будет способствовать развитию экспортного потенциала и востребованности белорусской продукции на внешних рынках.
Существенным фактором, оказывающим положительное воздействие на инновационную и творческую активность, является применение нематериальных стимулов (направление на научные конференции, размещение информации об авторах и их достижениях в средствах массовой информации, награждение грамотами и благодарностями, занесение на Доску почета и другое). В связи с этим необходимо расширить данную практику, включить соответствующие нормы в локальные правовые акты организаций, основная деятельность которых связана с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
В целях развития изобретательства среди молодежи планируется создание центров молодежного инновационного творчества, проведение олимпиад и конкурсов в сфере изобретательства и научно-технического творчества.
Указанные меры будут способствовать повышению уровня значимости интеллектуальной собственности в развитии социально-экономической и культурной сфер, стимулировать деятельность творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования для создания и широкого практического применения объектов интеллектуальной собственности.
ГЛАВА 8
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Конкурентоспособность субъектов хозяйствования на рынке, а также развитие экономики страны во многом зависят от эффективного управления интеллектуальной собственностью. Активность и результативность работы в данной области отражается в том числе на позициях стран в международных рейтингах, характеризующих экономический, инновационный и научно-технологический потенциал (Индекс глобальной конкурентоспособности, Глобальный инновационный индекс и другие).
В целях формирования эффективной системы управления интеллектуальной собственностью будут приняты меры, направленные на стимулирование использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе путем создания стартапов и спин- офф компаний, совершенствования правового регулирования договорных отношений, связанных с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, трансфера технологий.
Особое внимание будет уделено мероприятиям, направленным на расширение взаимодействия организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, с промышленными и иными организациями, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, в целях активизации внедрения инновационных разработок в производство и повышения патентной активности.
Развитие современной системы интеллектуальной собственности напрямую связано с процессами цифровой трансформации экономики. В рамках развития национальной информационной инфраструктуры будут реализованы мероприятия, направленные на урегулирование оборота в цифровой среде прав на объекты интеллектуальной собственности, планируется создание цифровых платформ (виртуальных площадок) для взаимодействия изобретателей, предпринимателей и инвесторов.
Для увеличения эффективности использования объектов интеллектуальной собственности будет расширена доступность профессиональных услуг в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий, включая создание системы для доступа заинтересованных к фондам патентной и непатентной информации. Такая система будет создана посредством развития сети ЦПТИ на базе ведущих научных организаций и крупных субъектов хозяйствования республики.
Научные организации, а также учреждения высшего образования, не аккредитованные в качестве научных, являются главной площадкой для осуществления научной и инновационной деятельности. В целях повышения эффективности их работы
планируется разработать и утвердить политики в области интеллектуальной собственности, определяющие основные цели и принципы деятельности таких организаций. Это позволит повысить эффективность коммерциализации научных разработок, получить дополнительные финансовые средства для развития деятельности организаций, укрепить их репутацию и повысить привлекательность для инвесторов, обеспечить защиту интересов работников, занятых в создании и использовании объектов интеллектуальной собственности, и стимулирование их творческой деятельности.
Основным источником информации, позволяющим на основе анализа поданных заявок и выданных патентов сформировать производственную и финансовую стратегию как отдельных организаций, так и государства в целом, обеспечить конкурентоспособность с учетом технологических изменений внешней среды, является патентная аналитика (патентные исследования, патентные ландшафты и другое).
Использование патентной аналитики позволяет организациям выявлять перспективные направления развития, оценивать конкурентную среду и имеющиеся преимущества на рынке, концентрировать деятельность на наиболее прибыльных технологиях, повышать эффективность и сокращать сроки выполнения научных разработок, определять стратегии вывода новой продукции на рынки, находить выгодных партнеров.
С учетом этого в целях создания конкурентоспособной и востребованной продукции за счет бюджетных средств законодательством установлено требование о проведении патентных исследований при планировании разработок в рамках научно-технических программ.
Патентные исследования, патентные ландшафты и другие формы патентной аналитики должны стать действенными инструментами в управлении интеллектуальной собственностью в целях эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Для популяризации отечественных товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках, узнавания страны и поддержания ее позитивного имиджа, развития регионов и стимулирования субъектов предпринимательства будет уделено внимание разработке и продвижению национальных и региональных брендов, в том числе с использованием географических указаний. Будет разработан комплекс мер, направленных на выявление традиционных и уникальных товаров (работ, услуг), стимулирование субъектов хозяйствования на получение правовой охраны и использование средств индивидуализации в отношении указанной продукции, оказание государственной поддержки для ее продвижения на внутреннем и внешних рынках.
В целях стимулирования правомерного использования объектов авторского права и смежных прав будет продолжена работа по расширению практики управления имущественными правами на коллективной основе. Деятельность в данной области будет направлена на:
создание условий для правомерного использования объектов авторского и смежных прав при передаче посредством спутникового вещания, передаче данных в телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет;
максимально широкий охват пользователей объектов авторского и смежных прав договорными отношениями с организациями по коллективному управлению имущественными правами;
создание условий для осуществления сбора вознаграждения за воспроизведение соответствующих категорий объектов авторского и смежных прав в личных целях, а также за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
внедрение новых механизмов (цифровых платформ и онлайн-сервисов), обеспечивающих правомерный доступ субъектов хозяйствования и физических лиц к произведениям науки, литературы и искусства;
развитие международного сотрудничества в области коллективного управления имущественными правами.
Указанные меры будут способствовать повышению эффективности управления интеллектуальной собственностью, развитию инвестиционной и экспортной деятельности.
ГЛАВА 9
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неотъемлемой функцией системы интеллектуальной собственности любого государства, а также международных интеграционных объединений.
Международные стандарты в области защиты прав позволяют государствам предусматривать в национальном законодательстве процедуры и гарантии, направленные на обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, включая административные меры, средства досудебного урегулирования споров и судебной защиты, а также меры, принимаемые таможенными органами.
В Республике Беларусь предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, выработаны соответствующие механизмы защиты.
Вместе с тем в целях обеспечения эффективного предотвращения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и с учетом правоприменительной практики будет продолжена работа по совершенствованию мер административной и уголовной ответственности, предусматривающая создание условий, когда незаконное использование объектов интеллектуальной собственности становится для нарушителя экономически невыгодным.
Особое внимание будет уделено усилению борьбы с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет. В целях достижения наибольшей эффективности работы в данном направлении странами ЕАЭС и СНГ планируется выработать единые подходы по предупреждению и пресечению незаконного использования объектов авторского и смежных прав при передаче посредством спутникового вещания, передаче данных в телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет.
Правоохранительными и иными государственными органами на системной основе проводятся мероприятия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Приоритетные задачи – противодействие изготовлению и распространению контрафактной продукции, борьба с организованной преступностью в данной области.
В рамках международного сотрудничества под эгидой Генерального секретариата Интерпола и Европола на территории Республики Беларусь ежегодно проводится международная операция «Опсон», направленная на противодействие правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности, в том числе распространению контрафактных продуктов питания, незаконному обороту табака и табачных изделий. Таможенными органами Республики Беларусь принимаются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов ЕАЭС и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности способствует также наличие действенной системы разрешения споров. Разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности в досудебном порядке осуществляется Апелляционным советом при патентном органе, в судебном порядке – судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
В целях формирования внесудебных механизмов разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности будет продолжена работа по развитию медиации и иных альтернативных способов разрешения споров.
В качестве профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав в сфере интеллектуальной собственности и в целях повышения уровня осведомленности населения о правах на объекты интеллектуальной собственности, признаках
контрафактной продукции, деятельности правоохранительных органов по пресечению правонарушений и судебных органов по разрешению споров в данной сфере следует широко освещать указанные вопросы в средствах массовой информации, а также в социальных сетях и на ресурсах, размещенных в сети Интернет.
Указанные меры будут способствовать повышению эффективности защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, реализации механизмов противодействия нарушениям в данной сфере.
ГЛАВА 10
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАННОСТИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Высокий уровень правовой культуры и образованности общества в вопросах интеллектуальной собственности способствует обеспечению надлежащего уровня охраны объектов интеллектуальной собственности, созданию новых объектов, улучшению качества жизни и формированию инновационной экономики. В свою очередь низкий уровень правовой культуры и образованности в данной сфере является одним из факторов, приводящих на практике к утере коммерчески ценной информации, снижению экономической эффективности введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, повышает риски совершения правонарушений.
Достижению высокого уровня правовой культуры и образованности общества в сфере интеллектуальной собственности способствует проведение на системной основе мероприятий по повышению осведомленности общества посредством обучающих курсов, включения учебных дисциплин по соответствующим вопросам в учебные планы учреждений образований по специальностям, а также проведение информационно- просветительских мероприятий (круглых столов, рекламных акций, конкурсов и другого). Кроме того, будет реализован комплекс мероприятий в соответствии с планом мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021–2025 годах, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 г. № 107.
В рамках дополнительного образования взрослых для содействия в обучении работников организаций будет продолжена практика проведения обучающих курсов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе на базе НЦИС.
Для построения более эффективной системы управления интеллектуальной собственностью будут внедрены механизмы обязательного прохождения руководителями и специалистами организаций, деятельность которых связана с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, обучения и повышения квалификации по вопросам интеллектуальной собственности. Будут созданы условия для обязательного повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности работников правоохранительных, судебных и иных государственных органов, а также дипломатических и консульских учреждений.
Повышению уровня осведомленности общества о роли и значимости интеллектуальной собственности будут способствовать организация и проведение на национальном, региональном и международном уровнях научно-практических мероприятий, в том числе проведение НЦИС ежегодно научно-практической конференции по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности.
Будет продолжена работа по популяризации изобретательства в системе дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего образования (организация и проведение конкурсов исследовательских работ обучающихся, викторин, интеллектуальных игр, факультативных занятий, образовательных интернет-проектов). Планируется создание интернет-портала по вопросам инженерно-технического творчества.
Действенным инструментом популяризации интеллектуальной собственности являются печатные и электронные издания, в том числе научно-практический журнал
«Интеллектуальная собственность в Беларуси», аккумулирующие передовой опыт
и перспективные предложения по развитию национальной системы интеллектуальной собственности. Будут приняты меры по обеспечению доступности таких изданий для широкого круга заинтересованных.
ГЛАВА 11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация Стратегии будет способствовать:
созданию условий для устойчивого инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы за счет стимулирования творческой активности граждан и полноценной реализации коммерческого потенциала интеллектуальной собственности;
повышению конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования и экономики в целом, а также уровня культурного развития страны на основе эффективного управления интеллектуальной собственностью;
достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития на период до 2030 года, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в том числе по содействию устойчивой индустриализации и инновациям, передаче технологий, развитию образования и культуры, расширению международного сотрудничества в областях науки, техники и инноваций.
В соответствии с определенными в Стратегии задачами планируется достижение следующих результатов:
всестороннее, комплексное и системное правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности, обеспечивающее выполнение задач социально- экономического и культурного развития страны;
усиление экономического эффекта от использования белорусскими субъектами хозяйствования конкурентных преимуществ интеллектуальной собственности, в том числе увеличение объемов экспорта услуг за пользование интеллектуальной собственностью;
повышение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах научного и инновационного развития, в том числе достижение к 2025 году уровня стран – лидеров в регионе Восточной Европы (Чехия, Словакия и Венгрия) по показателям, характеризующим активность создания объектов интеллектуальной собственности;
рост количества объектов интеллектуальной собственности, вовлеченных в гражданский оборот;
цифровизация процессов охраны и использования (коммерциализации) объектов интеллектуальной собственности;
повышение уровня изобретательской активности, вовлеченности молодежи в процесс создания и использования объектов интеллектуальной собственности;
увеличение числа пользователей объектов авторского и смежных прав, охваченных договорными отношениями с организациями по коллективному управлению имущественными правами;
создание действенной системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при использовании таких объектов в сети Интернет;
широкое применение института медиации в сфере интеллектуальной собственности; активное использование национальных и региональных брендов, в том числе с применением географических указаний;
повышение уровня осведомленности общества о роли и значимости интеллектуальной собственности;
расширение функционала и повышение роли НЦИС в реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности;
повышение качества услуг, оказываемых патентными поверенными и оценщиками объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них.
Реализация Стратегии осуществляется посредством выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий. Мероприятия по реализации Стратегии на 2021–2023 годы приведены в плане согласно приложению.
Положения Стратегии могут использоваться при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.
В ходе реализации Стратегии основные ее направления могут быть скорректированы с учетом социально-экономической и политической ситуации, изменения мировых тенденций в сфере интеллектуальной собственности, а также под воздействием иных внешних и внутренних факторов.
Координация деятельности по реализации Стратегии осуществляется ГКНТ, методическое обеспечение – НЦИС. Отдельные положения Стратегии будут реализовываться в сотрудничестве с ВОИС, Евразийским патентным ведомством и другими региональными и международными организациями.
Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в установленном порядке за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников в соответствии с законодательством.
Приложение
к Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной
собственности до 2030года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Стратегии на 2021–2023 годы
Наименование мероприятий |
Исполнители мероприятий |
Срок реализации, годы |
Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности
1. Подготовка предложений о присоединении Республики Беларусь к Протоколу об охране промышленных образцов
к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года, принятому в г. Нур-Султане 9 сентября 2019 года
2. Участие в рамках интеграционных объединений
в разработке единых подходов по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет:
участие в разработке государствами – членами ЕАЭС проекта Соглашения о согласованных подходах по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
участие в разработке проекта Соглашения
о сотрудничестве государств – участников СНГ по охране и защите прав на объекты авторского права и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях
3. Совершенствование законодательства в части введения охраны:
промышленных образцов в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 года
товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС в соответствии
с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года
ГКНТ, НЦИС 2021–2022» 2021–2022» 2021–2023
4. Проведение правового мониторинга актов законодательства в сфере интеллектуальной собственности
»2021–2022
5. Подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности патентных поверенных Республики Беларусь
ГКНТ, НЦИС, иные заинтересованные 2021–2023
6. Выработка научно обоснованных предложений по систематизации (кодификации) национального
законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в том числе предложений для формирования проекта концепции Кодекса Республики Беларусь
об интеллектуальной собственности (в случае принятия решения о ее разработке)
ГКНТ, НЦИС 2021–2023
7. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области авторского права и смежных прав, в том числе правового регулирования деятельности по сбору вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений, произведений
и исполнений, воплощенных в фонограммах, фонограмм, а также за использование фонограмм, опубликованных
в коммерческих целях
8. Подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в области оценки, учета
и обращения нематериальных активов
9. Обобщение судебной практики применения
ГКНТ, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы
и организации), НЦИС, иные заинтересованные
ГКНТ, НЦИС, иные заинтересованные Верховный Суд 2022–2023 2022–2023 2022–2023
законодательства при рассмотрении дел, связанных с защитой Республики Беларусь прав на объекты интеллектуальной собственности, и принятие
соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
Развитие институциональной системы в сфере интеллектуальной собственности
10. Развитие системы коллективного управления имущественными правами, в том числе подготовка предложений по совершенствованию механизмов:
2022–2023
сбора и выплаты вознаграждения при сообщении для всеобщего сведения музыкальных произведений,
фонограмм посредством спутникового вещания, а также сети Интернет
сбора, распределения и выплаты вознаграждения
за воспроизведение аудиовизуальных и музыкальных произведений и объектов смежных прав в личных целях, а также использование фонограмм, опубликованных
в коммерческих целях
сбора, распределения, выплаты вознаграждения, мониторинга использования произведений, а также заключения и исполнения договоров с правообладателями и пользователями музыкальных произведений, фонограмм посредством современных программно-аппаратных решений
11. Совершенствование механизмов взаимодействия республиканских органов государственного управления в части обеспечения соблюдения авторского права
и смежных прав ГКНТ, Мининформ, Минсвязи, НЦИС, иные заинтересованные ГКНТ, НЦИС, иные
заинтересованные ГКНТ, Минкультуры, Мининформ, другие государственные органы и организации, облисполкомы, Минский горисполком 2021–2022
12. Совершенствование системы электронного документооборота, связанного с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности и их управлением, в том числе:
обеспечение цифровизации административных процедур, связанных с электронной подачей заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности
развитие автоматизированной информационной системы НЦИС «Интернет-портал для электронной подачи заявок на объекты промышленной собственности»
внедрение системы электронного обмена документами по заявкам на выдачу евразийских патентов
и по евразийским патентам между Евразийской патентной организацией и НЦИС
13. Совершенствование процедуры проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности путем интеграции национальных и международных баз данных и внедрения
в процесс экспертизы международных электронных цифровых сервисов
14. Совершенствование электронных баз данных объектов интеллектуальной собственности
ГКНТ, НЦИС 2021–2022» 2022–2023» 2022–2023
15. Принятие мер по реализации Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям от 27 июня 2013 года
16. Совершенствование деятельности служб по охране
и управлению интеллектуальной собственностью, включая обучение работников этих служб, в том числе в НЦИС, обеспечение данным службам доступа к цифровым информационным ресурсам патентной информации
17. Расширение сети центров поддержки технологий и инноваций
в соответствии с планом, утвержденным ГКНТ
ГКНТ, другие государственные органы и организации,
НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, НЦИС
ГКНТ, Минобразование, Минпром, НАН Беларуси, НЦИС, иные заинтересованные
2021–2022 2022–2023 2022–2023
18. Расширение функций НЦИС за счет осуществления: ГКНТ, НЦИС 2021–2023
организационно-методического обеспечения развития изобретательства и рационализаторства
депонирования материалов, содержащих информацию об объектах интеллектуальной собственности
19. Организационно-методическое обеспечение деятельности патентных поверенных и оценщиков объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав
на них, в том числе:
организация стажировок кандидатов в патентные поверенные в НЦИС
разработка правил (кодекса) профессиональной этики патентных поверенных
20. Принятие мер по расширению практики использования региональными производителями географических указаний
ГКНТ, НЦИС, иные заинтересованные ГКНТ, Минэкономики, Минпром, Минсельхозпрод, облисполкомы, Минский горисполком, НЦИС, иные заинтересованные 2022–2023 2022–2023
21. Принятие мер по расширению практики применения договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе оказание консультативных услуг по организации деятельности на основе франчайзинга
22. Обеспечение проведения научных исследований
по актуальным вопросам охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности с учетом отраслевой специфики, в том числе включение соответствующих тем в планы научных исследований
и разработок ГКНТ, НЦИС, иные заинтересованные ГКНТ, другие государственные органы и организации,
НАН Беларуси, НЦИС, иные заинтересованные 2022–2023 2021–2023
Совершенствование механизмов стимулирования создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности
23. Расширение практики включения затрат на получение правовой охраны в Республике Беларусь и за рубежом объектов интеллектуальной собственности, являющихся результатами научно-исследовательских, опытно- конструкторских и опытно-технологических работ, в состав затрат, включаемых в себестоимость таких работ
24. Подготовка предложений, направленных
на стимулирование заинтересованности руководителей и должностных лиц организаций в создании
и использовании результатов интеллектуальной деятельности
25. Рассмотрение вопроса о целесообразности подготовки предложений об установлении мер административной ответственности за уклонение от уплаты вознаграждения за создание и использование служебных объектов права промышленной собственности
26. Стимулирование изобретательства и инженерно- технического творчества, в том числе подготовка научно обоснованных предложений о развитии правовой базы
в области изобретательства и инженерно-технического творчества
27. Рассмотрение вопроса о целесообразности подготовки предложений об оптимизации размеров патентных пошлин, в том числе установление льгот по патентным пошлинам для дополнительных категорий заявителей
28. Подготовка предложений о создании механизма государственного стимулирования зарубежного патентования предприятий-экспортеров
29. Создание организационно-правового механизма стимулирования рационализаторской деятельности,
в том числе совершенствование локального регулирования, методическое обеспечение вопросов стимулирования рационализаторской деятельности
государственные органы и организации,
НАН Беларуси
ГКНТ, другие государственные органы и организации, НЦИС, иные заинтересованные
ГКНТ, МВД, другие государственные органы и организации, НЦИС
ГКНТ, Минэкономики, НЦИС
ГКНТ, другие государственные органы и организации,
НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, НЦИС
ГКНТ, Минпром, Минэкономики, другие государственные органы и организации, облисполкомы, Минский горисполком,
НАН Беларуси, НЦИС, иные заинтересованные
ГКНТ, Минпром, НЦИС, иные заинтересованные
2022–2023 2022–2023 2022–2023 2021–2022 2022–2023 2022–2023 2022–2023
Развитие системы управления интеллектуальной собственностью
30. Обеспечение разработки и утверждения Политики в области интеллектуальной собственности научными организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) Минобразованию и НАН Беларуси
ГКНТ, Минобразование, НАН Беларуси, НЦИС
2022–2023
31. Совершенствование механизмов взаимодействия научных ГКНТ, другие 2022–2023
организаций с субъектами, осуществляющими производственную деятельность, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
32. Принятие мер по охране и защите прав организаций Республики Беларусь на объекты интеллектуальной собственности, а также по управлению указанными правами, в том числе за рубежом
33. Развитие инфраструктуры коммерциализации интеллектуальной собственности, включая комплексную модернизацию информационного ресурса «Биржа интеллектуальной собственности», предусматривающую:
расширение номенклатуры представленных объектов интеллектуальной собственности, а также возможность размещения коммерческих предложений на компьютерные программы и иные объекты авторского права
проработку вопроса о создании правовых и организационно-технических условий
для функционирования единой базы данных объектов интеллектуальной собственности с использованием современных цифровых технологий, а также последующей возможностью заключения сделок в электронном виде
на указанной площадке
государственные органы и организации, иные заинтересованные
государственные органы и организации,
НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, иные заинтересованные
ГКНТ, НЦИС
ГКНТ, Минэкономики, другие государственные органы и организации, иные заинтересованные
2022–2023 2022–2023
34. Осуществление ежегодного мониторинга состояния и динамики количества:
34.1. поступивших в НЦИС:
заявок на выдачу охранных документов на объекты права промышленной собственности от национальных и иностранных заявителей, в том числе поданных посредством автоматизированной информационной системы «Интернет-портал для электронной подачи заявок на объекты промышленной собственности»
международных заявок на выдачу патентов на изобретения в соответствии с Договором
о патентной кооперации от 19 июня 1970 года от национальных заявителей
заявок на выдачу евразийских патентов на изобретения
заявок о предоставлении правовой охраны товарным знакам на территории Республики Беларусь
по Мадридской системе
заявок на регистрацию товарных знаков по Мадридской системе от национальных заявителей
заявок в соответствии с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года
34.2. зарегистрированных НЦИС:
объектов права промышленной собственности на имя национальных и иностранных заявителей
договоров о передаче (предоставлении) прав
на объекты права промышленной собственности
ГКНТ, НЦИС 2021–2023
34.3. международных регистраций промышленных образцов, которым предоставлена правовая охрана на территории Республики Беларусь
34.4. задепонированных НЦИС материалов, содержащих информацию об объектах авторского права
34.5. договоров с правообладателями и пользователями в рамках осуществления коллективного управления имущественными правами
35. Осуществление ежегодного мониторинга состояния и динамики:
перечисления патентных пошлин в республиканский бюджет
сбора и распределения авторского вознаграждения в рамках осуществления коллективного управления имущественными правами
объемов экспорта и импорта услуг за пользование интеллектуальной собственностью
поступления денежных средств от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (на основе статистической информации) » 2021–2023
36. Введение ведомственной отчетности в целях сбора сведений о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности и рационализаторских предложений |
ГКНТ |
2022 |
37. Методическое обеспечение вопросов охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе: |
ГКНТ, НЦИС |
2022 |
разработка методических рекомендаций по вопросам создания и использования служебных объектов интеллектуальной собственности, содержащих положения о материальном и нематериальном стимулировании авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, для их последующего применения на предприятиях
и в организациях
актуализация методических рекомендаций
для предприятий и организаций по основам управления интеллектуальной собственностью
38. При необходимости актуализация (разработка
и утверждение) научными организациями документов, регулирующих вопросы создания и использования служебных объектов интеллектуальной собственности, содержащих положения о материальном и нематериальном стимулировании авторов и лиц, содействующих созданию
и использованию объектов интеллектуальной собственности
государственные органы и организации,
НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком
2023
39. Осуществление анализа проведения патентных исследований на этапах планирования и реализации научно- технических и других программ, отдельных научных
и инновационных проектов и выработка предложений по внедрению новых форм патентной аналитики
ГКНТ, Минпром, НЦИС 2022–2023
Совершенствование механизмов противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности
40. Содействие развитию института медиации в сфере интеллектуальной собственности
ГКНТ, НЦИС 2021–2022
41. Подготовка предложений о совершенствовании организационно-правового механизма в ЕАЭС и СНГ по предупреждению и пресечению незаконного
использования объектов авторского и смежных прав при трансляции посредством спутникового вещания, передаче данных в телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет
ГКНТ, МВД, Мининформ, Минсвязи, другие государственные органы
и организации, Верховный Суд Республики Беларусь, НЦИС, иные заинтересованные
2021–2023
42. Проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на выявление причин нарушения прав
на объекты интеллектуальной собственности и условий, способствующих их совершению, и принятие мер по их устранению
МВД, ГТК, ГКНТ 2021–2023
Повышение уровня правовой культуры и образованности в сфере интеллектуальной собственности
43. Развитие системы образования в сфере интеллектуальной собственности, в том числе:
обновление содержания образования в области подготовки специалистов для сферы интеллектуальной собственности
внедрение новых эффективных форм дополнительного образования взрослых по актуальным вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью
Минобразование 2021–2022
НЦИС 2021–2023
обеспечение проведения обучающих курсов по вопросам охраны и управления интеллектуальной собственностью
НЦИС, иные заинтересованные
2021–2023
развитие стартап-школ при учреждениях высшего образования
Минобразование 2021–2023
44. Подготовка предложений о совершенствовании системы повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности работников правоохранительных и судебных органов, иных государственных органов, а также дипломатических и консульских учреждений
45. Распространение знаний об интеллектуальной собственности:
размещение информации на официальных сайтах государственных органов и организаций в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах, средствах массовой информации
создание социальной рекламы
проведение тематических встреч в учреждениях общего среднего, среднего специального и высшего образования, а также конкурсов в сфере интеллектуальной собственности
ГКНТ, МВД, МИД, ГТК,
Следственный комитет, Верховный Суд Республики Беларусь, НЦИС, иные заинтересованные
ГКНТ, Минобразование, другие государственные органы и организации, НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, НЦИС, иные заинтересованные
2021–2023
2021–2023
46. Развитие центров технического творчества молодежи Минобразование 2021–2023
47. Проведение ежегодной научно-практической конференции по актуальным проблемам в сфере интеллектуальной собственности
ГКНТ, НЦИС 2021–2023
48. Проведение семинаров, круглых столов и иных мероприятий по актуальным вопросам правовой охраны
и использования объектов интеллектуальной собственности, изобретательского и рационализаторского творчества, включая вопросы применения и совершенствования законодательства, с размещением информации
на официальных сайтах государственных органов и организаций в сети Интернет
49. Проведение ежегодных конкурсов по изобретательству, в том числе республиканского и областных конкурсов «100 идей для Беларуси»
ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, НЦИС, иные заинтересованные
ГКНТ, Минобразование, Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, НЦИС, иные
2021–2023
2021–2023